[<10>] ====== Толкования на Нав. 19:5 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **Циклаг, Беф-Маркавоф и Хацар-Суса,** Названные здесь (как и в [[old:1par:04;31|1 Пар IV:31]]) города //Бев-Маркавоф// и //Хацар-Суса// также не значатся в числе городов Иудина колена, перечисленных в [[old:nav:15:26|XV:26–32]]. Мнение, что эти названия служат обозначением указанных в [[old:nav:15:31|XV:31]] //Мадманы// и //Сансаны//, имеет не более как предположительный характер. Предполагается именно, что Мадмана и Сансана в последующее время получили новые названия или прозвища вследствие особого своего значения на торговом пути между Египтом и Сирией, близ которого они находились: первый — Мадмана — получил название //Беф-Маркавоф//, что значит «дом колесниц», а второй — Сансана — //Хацар-Суса//, что значит «конский двор», так как в первом был склад колесниц, а во втором — двор для коней при отправке их на продажу; при этом существование таких городов у израильтян подтверждается ссылкой на бывшие у Соломона //города для колесниц// и — //для конницы// [[old:3ts:09:19|(3 Цар IX:19;]] [[old:2par:08:06|2 Пар VIII:6]]) [Об этом см., напр., у //Keil//, Iosua, с. 127.]. Так как военные колесницы у ханаанитян были во времена Иисуса Навина, то могли, конечно, существовать в это уже время и особые склады или станции для них, равно как дворы для коней, на большом пути из Египта, откуда получались те и другие в Палестине [[old:3ts:10:26|(3 Цар X:26–29)]], а вместе с этим, понятно, могли города, в которых находились эти станции, носить и особые названия. Книга Иисуса Навина представляет и другие примеры двойственных названий, какие носили некоторые из городов (Кириаф-Иарим, Хеврон). Что Мадмана и Сансана находились близ большого пути между Египтом и Дамаском, это не составляет, однако, общепринятого положения. Одни указывают их в местностях, примыкающих вообще к Газе [При этом место Мадманы указывается в Mааn lunes в 4-х часах пути к югу от Газы или в El-Minjaj на восток от последней (//Riehm//. Handworterbuch… 936). Место Сансаны указывается в деревне Semsim к северо-востоку от Газы (там же, 1368).], между тем как другие не находят оснований для точного определения их места [Riess. Bible Atlas, 1887.]. С другой стороны, некоторыми из исследователей библейской географии Беф-Маркавоф и Хацар-Суса указываются в иных местностях, чем какие назначаются для Мадманы и Сансаны [Так, Боф-Маркавоф указывается на месте развалин Mirkib, в 4 1/2 часах пути на запад от южной оконечности Мертвого моря (Riehm. Там же, 182) или в 21-м километре к югу от Араца (Riess). Хацар-Cycа указывается на месте развалин Susiseh к северо-востоку от Ештемо (//Riehm//. Там же, 582; о //Ештемо//, нынешнем Семуа, см. [[old:nav:15:50|XV:50]]).]. Перевод 70-ти не представляет также особых данных для выяснения взаимного отношения тех и других городов [Если Мадмана в древнем Ватик. сп. носит название Makareim, созвучное с Маркавоф, то оно в других греческ. списках заменяется иными, каковы, Bededhna в Александр. сп. или Medemhna в друг сп. Сансана в Ватик. сп. Seqennak, в Александр. сп Sansanna; Хацар — Суса в Ватик. сп. (Sarsousein), в Александр. сп. Asersousim. Между этими названиями сходства очевидно немного.]. Таким образом, вопрос о том, какие из городив Иудина колена разумеются под названными в данном месте Беф-Марокавофом и Хацар-Сусой остается в настоящее время без надлежащего решения. [<10>]