[<10>] ====== Толкования на Нав. 20:1 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 1-9 **И сказал Господь Иисусу, говоря: скажи сынам Израилевым: сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам чрез Моисея, чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть города сии будут у вас убежищем от мстящего за кровь. И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело свое; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них; и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня; пусть он живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдет в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал. И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, на горе Иудиной; за Иорданом, против Иерихона к востоку, отделили: Бецер в пустыне, на равнине, от колена Рувимова, и Рамоф в Галааде от колена Гадова, и Голан в Васане от колена Манассиина; сии города назначены для всех сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, дабы убегал туда всякий, убивший человека по ошибке, дабы не умер он от руки мстящего за кровь, доколе не предстанет пред общество на суд** Итак, ещё остаётся то, что Писание говорит о смерти великого священника: **пусть он [убивший человека] живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни.** [Этот фрагмент] трудно поддаётся буквальной интерпретации. Во-первых, период изгнания больше определяется случайностью, нежели соображениями справедливости; далее - в сходных ситуациях результат оказывается неодинаковым. Ведь может быть так, что великий священник скончается на следующий день после того, как убийца обрёл убежище. Какой же смысл стоит за этой неопределённостью? А поскольку трудности вызывает буквальный смысл, давайте обратимся к духовному . Кто тот самый **великий священник**, как не Сын Божий, Слово Божье, Чьё ходатайство за нас перед Отцом мы имеем? Ибо Он свободен от любой неправды, вольной и невольной, и в Нём заключено всё, что есть на земле и что есть на небе. Всё связано узами Слова, и удерживается Им, и заключено в Нём, потому что Им всё сотворено и в Нём обитает полнота Бога. И потому всё пребывает, что Он не позволяет рассыпаться тому, что Сам связал, ибо оно теперь подчинено Его воле. Верно, покуда желает, Он всё подчиняет Своей власти, всем управляет и всё связывает естественным согласием. Итак, живо Слово Божье, и более всего - в душах праведников, и никогда не умирает полнота Божественности. Ибо никогда не умрёт вечная Божественность Бога и вечная сила Его. Но Он точно умирает для нас, если отделяется от нашей души: не то чтобы дух наш поглощала смерть, но он отрывается от единения с Ним. Да, истинная смерть - это отделение Слова от души. Душа тут же открывает себя желанию греха. //**О бегстве от мира.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-9 **И сказал Господь Иисусу, говоря: скажи сынам Израилевым: сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам чрез Моисея, чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть города сии будут у вас убежищем от мстящего за кровь. И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело свое; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них; и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня; пусть он живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдет в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал. И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, на горе Иудиной; за Иорданом, против Иерихона к востоку, отделили: Бецер в пустыне, на равнине, от колена Рувимова, и Рамоф в Галааде от колена Гадова, и Голан в Васане от колена Манассиина; сии города назначены для всех сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, дабы убегал туда всякий, убивший человека по ошибке, дабы не умер он от руки мстящего за кровь, доколе не предстанет пред общество на суд** Слова Писания указывают на то, что и незнание является грехом: вот и Иов приносит жертвы за своих сыновей, которые, может быть, согрешили в мыслях. И если человек будет убит железом с топорища, когда кто-то рубит дрова, то дровосек обязан бежать в **город убежище** и оставаться там до **смерти великого священника**, то есть покуда не будет искуплён кровью Спасителя либо через дар крещения, либо через покаяние, которое воспроизводит благодать крещения через невыразимую милость Спасителя, желающего, чтобы никто не погиб, и не радующегося смерти грешников. [Но Он желает, чтобы] все обратились и жили. //**Диалоги против пелагиан.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Господь Иисусу, говоря** После разделения Ханаанской земли между коленами, во время того же народного собрания в Силоме, исполнено было и другое божественное повеление о городах-убежищах, данное Господом Моисею (Чис XXXV) и повторенное последним народу [[old:vtor:04:41|(Втор IV:41–43)]]. Исполнению этого повеления, повторенного Иисусу Навину тогда, когда наступило время его выполнения, библейский писатель предпосылает краткое его изложение, в котором указаны цель установления [[old:nav:20:03|(3 ст.)]], условия пользования городами убежища [[old:nav:20:04|(4–5 ст.)]] и время пребывания в них [[old:nav:20:06|(6 ст.)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]