[<10>] ====== Толкования на Неем. 8:2 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== **И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца** Пока Неемия был занят решением, кому жить в отстроенном городе, наступил седьмой месяц, ибо до него оставалось недолго. А поскольку стена была окончена в двадцать пятый день шестого месяца, то до начала седьмого месяца оставалось не более пяти дней. И весь этот седьмой месяц, от первого дня до двадцать второго, был посвящён празднествам, установленным законом. И только когда празднества проведены были должным образом, он вернулся вместе с вождями и обычными людьми к решению того, кому быть жителями отстроенного города. То, что следует заметить здесь, так это набожность и единодушие народа, который, как один человек (то есть с одной верой и одной любовью), собрался у храма Господнего. И народ сам просил своего первосвященника принести книгу и огласить для них заповеди закона, которые нужно соблюдать, дабы теперь, когда город восстановлен, совершать угодные Богу дела добра и дабы, как прежде, небрежение к религии не привело город в руины. И надо было, чтобы город был завершён в шестой месяц, а народ собрался слушать закон в седьмой, ибо в законе шесть дней отводятся на труды, а седьмой - на отдых. И после добрых дел наших самый приятный и самый угодный Господу отдых наш - воздержание от рабских трудов, то есть грехов, и посвящение себя слушанию и исполнению заповедей Его с надлежащим тщанием. Потому на начало седьмого месяца приходился и праздник труб, чтобы звуки их пробуждали в памяти людей, среди молитв и жертвоприношений, закон Божий. Но даже и сегодня за строительством святого города в духовном смысле должны следовать божественное чтение и звуки трубы, без сомнения, потому, что народу, уже введённому в небесные таинства, необходимо, когда представится случай, тщательное наставление в Божественных речениях относительно того, как следует жить. И вот, Неемия говорит, что народ собрался //на площадь, которая пред Водяными воротами// [[old:neem:08:01|(Неем 8:1)]]. Думаю, что под //Водяными воротами// имеются в виду ворота во дворе священников, который окружал храм со всех сторон, особенно с восточной стороны, где находились медное море для омовения рук и ног входящих в храм, десять медных умывальниц для омовения жертв, а также жертвенник всесожжения, между которым и храмом был забит камнями Захария, сын Варахии. Народу не разрешалось входить в ворота двора - только священникам и служителям Господа. Народ обычно стоял за воротами, особенно на площади с восточной стороны, чтобы слушать слово или молиться. Итак, правильно, что народ собрался перед Водяными воротами, потому что требовалось, чтобы ему их первосвященник дал духовное питие из потоков Писания. **//Комментарии на книги Ездры и Неемии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца** Из ст. 2 видно, что в собрании присутствовали не только мужчины и женщины, но и дети. Последние разумеются в замечании: //всех, которые могли понимать. - В первый день седьмого месяца// - первый день седьмого месяца издревле был большим праздником ([[old:lev:23:23|Лев XXIII, 23-25]]; [[old:chis:29:01|Чис XXIX, 1-2]]); вероятно, поэтому и собрание было назначено на этот день. [<10>]