[<10>] ====== Толкования на Неем. 9:1 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== **В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих** Примечательна набожность народа, исправившегося после пленения: когда предписанный законом Божьим праздник был надлежащим образом проведён, по прошествии всего одного дня люди, которые постились и приносили покаяние, тут же собрались вновь по своей воле. Они охотно исполнили всё то, что слышали и чему радовались во дни священных чтений и что должны были исполнить, чтобы и умом и телом отделиться от союза с теми, кто оказались отчуждёнными от Господа и не чтили Его. Иначе через близость к людям порочным и их примеры они снова могли навлечь на себя беды пленения и несчастья, которых, как они понимали, в это время они просто избежали за долгие века. Как же нам мистически понять все это? По примеру этих людей всё, что мы узнали на публичном собрании или чтении относительно того, что надо делать, нам следует осмыслить и обсудить среди своих, и тогда мы точно будем знать, как исполнить любую обязанность, чтобы очистить либо сердце, либо тело наше. **//Комментарии на книги Ездры и Неемии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих** //День народного покаяния// День покаяния, о котором идет речь в гл. IX, не был установленным в законе днем "очищения" [[old:lev:16:start|(Лев XVI,]] [[old:lev:23:26|XXIII, 26-32)]]: это - был нарочито назначенный день для выражения тех покаянных чувств, которые взволновали народ при чтении закона. Внешним знаком этих чувств у евреев издавна были пост, вретище и посыпание пеплом головы (ср. [[old:1ts:04:12|1 Цар IV, 12]]; [[old:2ts:01:02|2 Цар I, 2]]; [[old:iol:01:13|Иоил. 1, 13]]). [<10>]