[<10>] ====== Толкования на Неем. 12:30 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== **И очистились священники и левиты, и очистили народ и ворота, и стену** Город был уже давно отстроен, но освящение его не могло произойти прежде, чем собрались жители и служители храма и назначены были стражи ворот и площадей. Отстроенный святой город освящается тогда, когда исполняется число избранных при скончании мира и Церковь во всей своей полноте вводится на небеса пред очи своего Творца. И всякий раз, как в этой жизни мы возвышаемся в стремлении к жизни будущей, то мы словно бы радуемся будущему освящению нашего города. Вот, это освящение может быть истолковано двумя способами: теперь это надежда тех, кто страждут и очищают очи сердец своих, дабы узреть Бога; тогда же это будет реальность блаженных людей в их духовных телах, наслаждающихся лицезрением Бога среди сонмов ангельских духов. **//Комментарии на книги Ездры и Неемии.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И очистились священники и левиты, и очистили народ и ворота, и стену** Перед началом торжества священники и левиты не только очистились сами, но и очистили народ, ворота и стену. Последнее состояло, как думают на основании [[old:2par:29:20|2 Пар XXIX, 20-24]], в принесении жертв за грех и всесожжения. Есть также мнение (Рейсса), что очищение людей состояло в предварительных омовениях и посте, а для стен и ворот - в окроплении. Раши предполагает, что оно состояло в удалении костей из бывших в черте города пещер. [<10>]