[<10>] ====== Толкования на Ос. 1:10 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И будет число сынов Исраилевых аки песок морский, иже не измерится, ни изочтется** Блаженный Исаия тоже самое изъясняет нам другим образом. //И аще будут, говорит, людие Исраилевы яко песок морский, останок (их) спасется: слово бо совершая и сокращая правдою, яко слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней// ([[old:is:10:22|Иса. 10, 22]]-23). Быть может, это надо понимать и таким образом, но можно и иначе, а именно так: велик и неисчислим Израиль, и хотя бы даже он был равен песку морскому, но не велико его значение у Бога, после того, как начал нечествовать, а между тем и один праведный и благочестивый удостаивается от Него любви и особенного попечения. Он взирает и на одного //кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Его// [[old:is:66:02|(Иса. 66, 2)]]. И не довольствуется попечением об одних только добрых и кротких, боящихся Его и искренно служащих Ему, но заботится о пользе и других и даже прогневавших Его избавляет от грозившего им иногда наказания. В доказательство сего можешь взять сказанное о Содомлянах, когда всемогущий Бог обещал освободить их от огненного наказания, если бы среди них нашлось только пять праведников. Тогда и Лот спасся вместе с женою и детьми. И что я говорю о пяти праведных и добрых, когда Он, угрожая гневом Иерусалиму, говорит: //обыдите пути Иерусалимския, и воззрите, и познайте, и поищите на стогнах его: аще обрящете мужа творящего суд, и ищуща веры, и милосерд буду им, глаголет Господь// [[old:ier:05:01|(Иер. 5, 1)]]? Видишь, как Он не оставляет и одного праведника, и за целый город молящегося не презирает. А и неисчислимый народ, как я сказал, не имеет у Него никакого значения, если оказывается нечистым, склонным к злу и необузданно преданным прелестям демонским. **И будет, на месте на немже речеся им, не людие мои вы, сии тамо прозовутся сынове Бога живаго** Рядом с суровым гневом возвещается и прекращение скорби и, что касается до слов пророчества, то не далек конец бедствий, т. е. в изложении пророчества вслед за речью о гневе Божием и отвержении идет речь о милосердии Божием и прекращении бед. Что Израиль будет некогда отвергнут, это ясно предвозвестил в только что сказанных нам словах. А что он не всецело погибнет и не совсем, истребится, но что наступит для них время восстановления в прежнее состояние и возвращения любви к Богу, очевидно чрез веру во Христа, — и в этом Он также удостоверил; ибо тем, которые должны были внимать пророческим речам, надлежало иметь ясное познание о таинстве и не оставаться в неведении способов божественного домостроительства. Итак, **будет**, говорит, **на месте, на немже речеся им, не людие мои вы, сии прозовутся сынове Бога живаго**. Постараемся точно объяснить, что Он хочет сказать выражением: «**на месте**». Израильтяне некогда сделались пленниками и переселены были в ассирийскую землю. Там они плакали и рыдали о законе, что ясно показал нам блаженный Давид, говоря: //на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона// [[old:ps:136:01|(Псал. 136, 1)]]; опять сказал: //како воспоем песнь Господню на земле чуждей?// [[old:ps:136:04|(ст. 4)]] Но по милосердию Божию возвратившись во Иерусалим, они как и прежде были и именовались народом Божиим и, пребывая в благополучии, свободно отправляли богослужение и совершали жертвы по закону; ибо исполнять постановления закона невозможно было в каком-либо другом месте, но в одном только Иерусалиме и во храме. Относительно этого закон Моисея дает ясное наставление: //внемли себе, да не принесеши всесожжений твоих (на всяком месте, еже аще узриши) токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, тамо нарещи его имя, тамо да принесеши всесожжения твоя// ([[old:vtor:12:13|Втор. 12, 13]]-15). Итак, оставивши землю иноплеменников и возвратившись некогда во Иерусалим, они опять стали совершать узаконенное Моисеем и называться народом Божиим. После же креста Спасителя и после бывшей осады и опустошения их (города) они с семействами своими рассеялись по городам и странам язычников. Итак, каким образом они некогда сделаются народом Божиим? Ужели опять возвратятся во Иерусалим и собраны будут в храме? Или же это совершится в тех местах, где каждый будет жить? Что говорит Пророк? **На месте, на немже речеся им, не людие мои, сии прозовутся сынове Бога живаго**. Правда, они перестали быть, народом Божиим и рассеялись по языческим странам, что, как известно каждому, продолжается и до днесь. Но в последние времена века, когда //исполнение языков внидет// [[new:rim:11:25|(Рим. 11, 25)]], тогда и сам отверженный Израиль будет принят в число сынов Божиих, в каком бы месте кто ни оказался живущим. Для этого нет никакой необходимости возвращаться в Иерусалим и искать еще каменного храма, потому что он (Израиль) будет чтить Бога не по древним обычаям, не жертвами, говорю, волов и закланием овец, но выражением их богослужения будет вера во Христа, и Его заповеди, и освящение в Духе, и чрез святое крещение возрождение, сообщающее славу сыноположения самим святым, призванным для сего от Господа. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 10-11 **Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго" И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля** Пророк Осия тем труднее для понимания, чем глубже он говорит. Но кое-что из него мы должны взять и объяснить здесь согласно нашему обещанию. **И там**, пишет он, **где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живого**. Это пророческое свидетельство о призвании народа из язычников, прежде не принадлежавших Богу, в этом смысле поняли и апостолы. А так как и этот народ языков по духу принадлежит к чадам Авраама и потому правильно называется Израилем, то пророк, продолжая речь, говорит: **И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе и поставят себе одну главу и выйдут из земли**. Если бы мы захотели еще более разъяснять это место, то затемнили бы только смысл пророческой речи. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 10 – 11 **Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго". И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля** Мы читали об отвержении десяти колене, и о неисчислимости Израиля, и о том, что он ужо не будет народом Божиим, и об осуждении его вследствие вечного гнева [Божия]. Теперь мы узнаем, каким образом сыны Иудины и сыны Израилевы соберутся вместе, и поставят себе одну главу иди власть и выйдут из земли, и там, где прежде говорили: вы не Мой народ, они будут называться сынами Бога живого, и это будет потому, что велик день Иезраеля Кто сомневается и колеблется между различными мнениями, тому ответ дают слова Апостола Павла, который пишет римлянам: //Аще же хотя Бог показати гнев и явити силу Свою, принесе во мнозе долготерпении сосуды гнева совершены в погибель, и да скажет богатство славы Своея на сосудех милости, яже предуготова в славу, ихже и призва нас не точию от иудей, но и от язык. Якоже и во Осии глаголет: нареку не люди Моя люди Моя// и непомилованную помилованною. //И будет, на месте, идеже речеся им: не людие Мои есте вы, тамо нарекутся сынове Бога живого. Исаиа же вопиет о Исраили: аще будет число сынов Исраилевых яко песок морский, останок спасется. Слово бо скончавая и сокращая в правде, яко слово сокращено сотворит Господь на земли// [[old:is:10:22|(Исаии 10, 22)]], [[old:is:10:23|(Исаии 10, 23)]]. //И якоже прорече Исаиа: аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, якоже Содом убо были быхоч и якоже Гоморру уподобилися быхом// [[old:is:01:09|(Исаии 1, 9)]]. //Что убо речем? Яко языцы, не гоняшии правду, постигоша правду, правду же яже от веры. Исраиль же, гоня закон правды, в закон правды не постиже// [[new:rim:09:start|(Рим. 9. 22–31)]]. Таким образом блаженный апостол, взяв свидетельство пророка Осии и изъяснив его в отношении к призванию язычников и к вере тех из иудеев, которые восхотели уверовать, устранил для нас всю трудность толкования, сказав, что это исполнилось во времена Христа и что именно в Израиле избираются двенадцать колен, то есть весь народ иудейский, а в Иуде те из язычников, которые исповедают Господа Иисуса. Если же кто-либо, чуждый веры во Христа и не принимающий авторитета Нового Завета, но принадлежащий к числу обрезанных, возразить, что сыны Иудины и сыны Израилевы означают два и десять колен, о которых мы часто говорили, то, делая в этом отношении уступку, мы покажем, что это нисколько не вредит нашей вере. Когда число сынов Израилевых рассеется по всему миру подобно песку морскому и многочисленность народа будет выше всякого исчисления, тогда получит свободу Израиль, который прежде назывался непомилованным и не Моим народом, заключит мир с двумя коленами, то есть Иудиным и Вениаминовым, большая часть которых уверовала во Христа, так что разделенные физически будут соединены но вере и поставят себе одну главу и одного князя, о котором Иезекииль написал: //и князь один среде их, раб Мой Давид// [[old:iez:34:24|(Иезек. 34, 24)]], и восстанут, как умершие, из преисподней, то есть Иуда и Израиль, которые были мертвыми вследствие неверия. И все это будет потому, что велик день семени Божия, которое означает Христа. Отсюда видно, что кровь Навуфея израильтянина была прообразом того, что в действительности исполнилось чрез Христа. Ибо чрез Сего, а не чрез того, сделался великим день Иезраеля, о котором говорится: //сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь// [[old:ps:117:24|(Псал. 117, 24)]]. Смысл же предпринимаего нами третьего рода истолкования Израиля в отношении к еретикам и Иуды в отношении к членам Церкви следующий: когда Господь придет в Своей славе царствовать, то те которые прежде назывались не Его народом, будут называться сынами Бога живого, именно тогда, когда они соединятся с Иудою, то есть с церковию Божиею, и будут иметь одну главу, Христа, и выйдут из земли, то есть из земных помышлений и принижающей буквы, и примут великий день семени Божия. Вместо οὐκ ἠλεημένη, то есть непомилованная, в некоторых списках стоит οὐκ ἠγαπημένη, то есть невозлюбленная. Но более правильны те списки, в которых стоит непомилованная, тем более, что в отличие от Израиля, которому не оказывается помилования, Бог прибавляет: а дом Иудин помилую. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== **Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго"** //Утешительные обетования Израилю// [[old:os:01:10|Ст. 10]] в евр. 7 начинается [[old:os:02:start|II гл.]]; у LXX [[old:os:01:09|ст. 9-10]] отнесены к [[old:os:01:start|I гл.]] Речь идет о десятиколенном царстве. Из сопоставления [[old:os:01:10|ст. 10-го]] с предыдущим должно заключить, что, по мысли пророка, отвержение Израиля будет только временное, и потому данное праотцам обетование ([[old:gen:22:17|Быт XXII:17]]; [[old:gen:32:12|ХXXII:12]]) о размножении их потомства угрозою не упраздняется. //Как песок морской://обычный в Ветхом Завете образ, выражающий мысль о неисчислимом множестве. //И там, где говорили// (в сл. //и будет, на месте на немже речеся им//), т. е. в Палестине, где было возвещено отвержение Израиля и куда со временем соберется Израиль из мест рассеяния. [<10>]