[<10>] ====== Толкования на Ос. 2:19 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и обручу тя Себе во век и обручу тя Себе в правде и в суде и в милости и в щедротах** Не только, говорит, освобожу от ужасов войны, но присовокуплю к этому и то, что ты наконец будешь наслаждаться надеждою на блага и иметь крепкую, твердую и непоколебимую радость; ибо **обручу тя себе** и притом **во век**. Что же это значит? Хотя Он некоторым образом обручал себе древнего Израиля или иудейскую Синагогу и призвал ее к общению с Собою, то есть, чрез закон, при служении Моисея и нри содействии ангелов ([[new:gal:03:19|Гал. 3, 19]]-20); но этот способ обручения был не постоянный, и не навек, далеко не навек, — ибо образы не должны были иметь силу навсегда и //были установлены только до времени исправления// [[new:evr:09:10|(Евр. 9, 10)]]. После же времени исправления, то есть, после пришествия Спасителя нашего, явился иной способ обручения, постоянный и ненарушимый, несравненно славнейший первого и превосходнейший сени. Бог всяческих как бы некое приданое невесте даровал отложение плотского рабства и чрез сень и образы призвал к духовному очищению. Впрочем определил время обручению; ибо первый (завет), по слову Павла, не был //непорочен// и не стареющийся и не далек был от уничтожения [[new:evr:08:07|(Евр. 8, 7)]]; посему //второму искалося место//, то есть, новому, который чрез дар, говорю, и благодать Христову доставляет нам не временную и не плотскую свободу, но вписывает нас в число чад Божиих и сообщает залог Духа и определяет постоянные законы. Посему так сказал к Нему божественный Давид: //правда твоя правда вовек, и слово твое истина// [[old:ps:118:142|(Псал. 118, 142)]], ясно, думаю, указывая на то, что не пребывают вечно постановления закона, потому что сень имела преобразоваться в истину, и что красоту истины никто не может усмотреть в письменах закона. Ибо закон, как я сказал, был сенью и образом. Итак отменив древний и первый брак совершает теперь ее обручение себе; ибо закон не достаточен для того, чтобы совершенно и чисто соединить с Богом. Приходим же к Нему чрез Сына и Его учение, то есть, евангельское, которое и производит духовное единение или сочетание. В Духе мы соединяемся с Богом и в изобилии получаем причастие Его божественного естества. Вероятно выражением: **обручу тя себе** Он тонко намекает и на нечто другое. Можешь понимать это таким образом. Или **себе** говорит вместо: //чрез себя//, не так, как древле при посредстве Ангелов, и не при участии в этом какого-нибудь служителя, на подобие Моисея; ибо не ходатай, ни ангел, но, как написано, Сам Господь, из Бога Отца Слово, соделавшись подобным нам человеком, представил Себе церковь, и два народа //созда во единого нового человека, творя мир и примирив обоих во едином Дусе ко Отцу// ([[new:ef:02:15|Ефес. 2, 15]], 16, 18), по слову блаженного Павла. Или, если хочешь, сказанное можешь понимать и иным способом. Он обручил, как я сказал, некогда в Египте синагогу Иудейскую, но как бы более другому, а не Себе, говорю, божественному Моисею, которому сказал: //иди скоро, сниди отсюду: беззаконноваша бо людие твои, ихже извел еси из земли Египетския// [[old:ish:32:07|(Исх. 32, 7)]]. Не слышишь ли, что Он обрученную Моисею или народ не считал еще достойным общения с Собою? Ибо, как я сказал, закон, или Моисей не в состоянии был соединить с Богом чисто или всецело. Это превосходнейшее из всех и поистине только Богу свойственное дело сохранено Посреднику между Богом и людьми, то есть Христу, чрез Которого и в Котором мы соединяемся с Богом. //Той бо есть мир наш//, по Писанию [[new:ef:02:14|(Ефес. 2, 14)]], и уничтожил служивший преградою грех и нас чистых и омытых Духом соединил с Собою и чрез Себя с Богом и Отцем. **И обручу тя себе в правде, и в суде, и в милости, и в щедротах**. Ясно показывает, каков будет союз и какими средствами осуществится тайна домостроительства (спасения): он будет, говорит, **в правде, и в суде, и в милости, и в щедротах**. Итак, что такое правда, что такое суд и милость, об этом, как оказывается, необходимо сказать теперь. Мы, несчастные, находились в угнетении, когда сатана как дикий зверь расхищал нас, увлекал в заблуждение и по своему произволу ввергал нас, совершенно бессильных помочь себе, в пропасть греха; ибо он есть ужасный и поистине жесточайший и человекоубийственный зверь. Когда же род человеческий доведен был до такого бедственного состояния, тогда блаженные пророки стали творить частые молитвы к Могущему оказать помощь и как бы от лица всего человечества взывать, чтоб сошел с небес Помощник и защитник —Сын. Посему божественный Давид сказал: //воскресни Боже, суди земли// [[old:ps:081:08|(Псал. 81, 8)]] и опять: //Боже, во имя твое спаси мя, и в силе твоей суди ми// [[old:ps:053:03|(Псал. 53, 3)]]. Так Бог осудил в правде и спас терпевших неправду, а скверноубийцу и преступника сатану изгнал вон и лишил владычества над ними и уничтожил надменную власть демонов. Эту тайну Он сам изъяснил нам, когда намеревался претерпеть крест за жизнь всех и говорил: //ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще аз вознесет буду от земли, вся привлеку к себе// ([[new:in:12:31|Иоан. 12, 31]]-32). Мы конечно не утверждаем того, будто Он сказал, что суд над миром сим будет произведен им во время Его пришествия на землю; потому что Он сам в другом месте говорит: //не посла Бог Сына своего в мир, да судит мирови, но да спасется им мир// [[new:in:03:17|(Иоан. 3, 17)]]. Судом же называет Он правильный и безупречный приговор; ибо Он, как я сказал, совершил правильный суд как над нами, так и над тем: нас Он спас, привлекши к Себе, а притеснявшего нас своим жестоковластием и различным образом губившего нас изгнал. Так мы спасены милостью и щедротами Бога; ибо мы оправданы //не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости//, по написанному [[new:tit:03:05|(Тит. 3, 5)]]. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 19-20 **И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа** Ты благоразумно решил задать вопрос: есть ли какая-либо разница в любви Бога к тем, кто верует от детства, и тем, кто пришел к Богу в юности или в зрелости? Ибо и того коснулось Божественное Писание, и этого не оставило без внимания. Ясно говорит Господь Бог наш к Иоилю пророку: «Восскорбел Я о синагоге, рыдающей ко Мне, //как молодая жена, препоясавшись [вретищем], о муже юности своей!»// [[old:iol:01:08|(Иоил 1:8)]]. [Он говорил] либо о той, которая от девства своего обручена была Слову Божию, либо о душе, утратившей блага, ей назначенные, и восскорбел о том, что настолько впала она во грязь преступления, что навлекла на себя ненависть и стала жалкой на вид, оскверненная грязью нечестия и предательства, ничего не сохранив от благодати той невесты, которая ранее удостоилась слышать: **И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии** (Ос 2:19). //**Письма.**// ===== Свт. Петр Хрисолог ===== Ст. 19-20 **И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа** Об обрученной говорится для того, чтобы уже тогда можно было назвать Церковь Христа Невестой, согласно следующим [словам] пророка Осии:** И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности** (Ос 2:19- 20). Позже сказал Иоанн: //Имеющий невесту есть жених// [[new:in:03:29|(Ин 3:29)]]. А также блаженный Павел: //я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою// [[new:2kor:11:02|(2 Кор 11:2)]]. Подлинно обрученная - та, которая девственным рождением вновь производит на свет младенчество Христа. //**Собрание проповедей.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Обручу тя Себе во век. Обручу тя в милости**, потому что и отвергал тебя от лица Своего по правде. ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии** См. Толкование на [[old:os:02:18#prp_ioann_kassian|Ос. 2:18]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 19-20 **И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа** Какая благость Божия! Когда блудница, блудодействовавшая со многими любовниками и за преступление преданная зверям, возвращается к мужу, то говорится ей не о примирении, а об обручении. И посмотри, какое различие между союзом Божиим и человеческим: когда человек берет жену, то деву делает женщиной, то есть недевственною, - а когда Бог соединяется с блудницами, то обращает их в дев. Спрашиваем: почему три раза повторяется название обручения. Ибо в первый раз Бог говорит: **обручу тебя Мне навек** [[old:os:02:19|(Ос 2:19)]]. Во второй раз: **обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии** [[old:os:02:19|(Ос 2:19)]]. И не довольствуясь этим концом, прибавляет еще в третий раз: **обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа** [[old:os:02:20|(Ос 2:20)]]. В первый раз Он обручил ее через Авраама или в Египте, чтобы иметь женою навек. Во второй раз - на горе Синай, давая ей вместо обручальных даров правду и суд закона и соединенное с законом милосердие, чтобы предать ее на пленение, когда она согрешит, а когда она принесет покаяние, то чтобы возвратилась в отечество и была помилована. <...> Таким образом, так как блудница, соединявшаяся в первый раз посредством супружества с женихом для вечного союза, чтобы никогда не оставлять супружеских уз, отступила и блудодействовала в Египте, то она снова принимается через закон. Но так как она нарушила его, умерщвляя пророков, как бы друзей жениха, которые были посланы к ней, то наконец пришел Сын Божий, Господь Иисус. Когда Он был распят и воскрес из мертвых, то она обручается не в правде закона, но в вере и благодати Евангелия, чтобы, познав Единородного, она познала и Отца. //**Комментарии на малых пророков.**// ---- Ст. 19-20. Какая благость Божии! Когда блудница, блудодействовавшая со многими любовниками и за преступление преданная зверям, возвращается к мужу, то говорится ей не о примирении, а об обручении. И посмотри, какое различие между союзом Божиим и человеческим: когда человек берет жену, то деву делает женщиною, то есть не-девою, а когда Бог соединяется с блудницами, то обращает их в дев согласно с тем, что говорится прелюбодействующей женщине чрез Иеремию: //не аки ли господином Мене нарекла еси, и отцом и вождем девства твоего// [[old:ier:03:04|(Иерем. 3, 4)]]. Поэтому и апостол, сказав о блудодеянии и идолослужении, после того говорит верующим коринфянам: //обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови// [[new:2kor:11:02|(2Кор. 11, 2)]]. Спрашиваем: почему три раза повторяется название обручения. Ибо в первый раз говорит: обручу тебя Мне навек. Во второй раз: обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И не довольствуясь этим концом, прибавляет еще в третий раз: обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь, что Я Господь. В первый раз Он обручил ее чрез Авраама или в Египте, чтобы иметь ее женою навек. Во второй раз на горе Синае, давая ей вместо обручальных даров (sponsalibus) правду и суд закона и соединенное с законом милосердие, чтобы предать ее на пленение, когда она согрешит, а когда она принесет покаяние, то чтобы возвратилась в отечество и была помилована. Об этих обручальных дарах псалмопевец поет в различных местах: //милость и суд воспою Тебе, Господи// [[old:ps:100:01|(Псал. 100, 1)]], и: //милость и истины сретостеся, правда и мир облобызастася// [[old:ps:104:11|(Псал. 104, 11)]]. О них, как о двух чашах, в семьдесят четвертом псалме мы читаем: //чаша в руце Господни вина не растворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию// [[old:ps:074:09|(Псал. 74, 9)]], – из чаши правды в чашу милосердия и затем из чаши милосердия в чашу правды. //Аще беззакония, говорит, назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть// [[old:ps:129:03|(Псал. 129, 3)]]. Таким образом, так как блудница, соединявшаяся в первый раз посредством супружества с женихом для вечного союза, чтобы никогда не оставлять супружеских уз, отступила и блудодействовала в Египте, то она снова принимается чрез закон; но так как она нарушила его, умерщвляя пророков, как бы друзей жениха, которые были посланы к ней, то наконец пришел Сын Божий, Господь Иисус; когда Он был распят и воскрес из мертвых, то она обручается не в правде закона, но в вере и благодати Евангелия, чтобы познав Единородного, она познала и Отца. Ибо сам Он говорит Филиппу: //толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? видевый Мене, виде и Отца Моего: како ты глаголеши: покажи нам Отца? Не веруеши ли, яко Аз во Отце и Отец во Мне есть// [[new:in:14:09|(Иоанн. 14, 9]]–[[new:in:14:10|10]])? Кто обручится в верности и уверует в Евангелие, тот немедленно познает, что Он есть Бог, и уверует в Того, Кого прежде отвергал. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 19-20 **И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа.** //И обручу тебя.// Гл. аrаs - //обручать// употребляется об обручении с девицей ([[old:vtor:20:07|Втор XX:7]]; [[old:vtor:28:30|XXVIII:30]]). Таким образом, пророк выражает мысль, что в новый брачный союз с Иеговою Израиль вступит в качестве целомудренной //девы,// т. е. греховное прошлое Израиля будет по милости Божией предано забвению. Троекратным повторением слов //обручу,// пророк имеет целью уверить в непременном исполнении великого обетования. Характеризуя новый брачный союз Израиля с Иеговою, пророк говорит, что основой его будет //правда и суд// (//обручу тебя Мне в правде и суде//), т. е. праведность Бога и Правосудие Его, очищавшее от всего скверного, //благость и милосердие// (слав. : //"в милости и в щедротах"//). Залогом нерасторжимости союза будет //верность// (emunath) Бога, т. е. твердость, неизменность. Следствием восстановления союза будет то, что Израиль //познает// (vejadath) Господа; евр. гл. jadah выражает мысль не о теоретическом только знании Бога, а о внутреннем единении с ним в //любви.// [<10>]