[<10>] ====== Толкования на Ос. 2:21 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 21-22 **И будет в той день, глаголет Господь, послушаю небесе, а оное послушает земли: и земля послушает пшеницы, и вина, и масла, и сии послушают Иезраеля** Днем здесь опять называет время, соответствующее призванию. Ибо это обычно богодухновенному Писанию. Итак прикровенно показывает, что некогда и сам Израиль будет иметь в изобилии все блага и вышние дары от Бога и прославится верою во Христа. По Его мановению будет, говорит, изобилие дождей: такое именно значение, думаю, имеют слова: **послушаю небесе**. Но и на земле долу Он подаст нам самые полезные и необходимые плоды. Подлинно без Бога и вышней воли ни небо не посылает никогда на землю дождей, — ни земля своевременно не рождает своего плода. Зная это, пророк Иеремия молился, говоря: //еда есть во изваянных языческих, иже дождит? Или небеса могут дати влагу свою? Не ты ли еси Господи Боже наш? И пождем тебе Господи, ты бо сотворил еси вся сия// [[old:ier:14:22|(Иер. 14, 22)]]. Когда Ооздатель, как я сказал, соизволит и прострет руку Свою живущим на земле, тогда небо сделается подателем дождя и земля материю и вместе кормилицею необходимых плодов. Итак, **послушаю небесе** говорит вместо: повелю, чтоб дожди ниспадали живущим на земле. А когда это совершится, и она **послушает пшеницы, и вина, и масла**, то есть, живущим на ней даст изобильный плод, так что не будет недостатка ни в чем необходимом и потребном для жизни. Таков исторический смысл сих слов. Но от чувственных предметов, как от самого наглядного образа, необходимо перейти к духовным. Доколе Израиль, //виноград Госппода, новый сад возлюбленный// был необузданным, и непокорным и враждебным Богу, — //заповеда Бог облаком, еже не дождити на него дождя// ([[old:is:05:06|Иса. 5, б]]-7). Под облаками надобно разуметь святые и умные, высшие и небесные силы, чрез которые может быть сообщаемо нам слово ободрения, ясно, что от Бога; ибо они суть //служебнии дуси//, по слову блаженного Павла, вверху и внизу пребывающие, //в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение// [[new:evr:01:14|(Евр. 1, 14)]]. После же того, как миновало время наказания, прежний господоубийца спасен чрез веру и принят наконец //в правде, и в суде, и в милости, и в щедротах// и Бог, //дающий всем вся обильно// ([[new:1tim:06:17|1 Тим. 6, 17]] ср. [[new:iak:01:05|Иак. 1, 5]]), ниспослал ему вышние благословения; ибо повелел облакам низводить дождь, то есть, утешение уму и сердцу. Впрочем что и самое естество ангельское не имеет ничего собственного, но все получает в изобилии от Бога, этому научил, говоря: **послушает небесе**, то есть, небо, или сущие на небе, умные очевидно и святые силы, соделаю раздаятелями моих даров, так что они и сами могут ободрять помилованных. Тогда-то и земля **послушает пшеницы, и вина, и масла**, вместо: живущие на земле будут плодоприносить надежду жизни, радости и веселия. Пшеница есть образ жизни, вино -веселия, а масло - радости и благосостояния; ибо уверовавшим присуща надежда благая, постоянная и крепкая. Таковый удаляется от зла и устремляется ко всякому благу и подклоняет свою выю под иго Спасителя, питаемый благою, несомненною и вполне истинною надеждою на будущую жизнь, дабы радоваться вместе с другими святыми и иметь веселие в сердце. Так о святых Пророк Исаия негде сказал: //радость вечная над главою их: хвала и веселие, и радость приимет я, отбеже болезнь и печаль и воздыхание// [[old:is:33:10|(Иса. 33, 10)]]. Итак надеждою на жизнь, веселие и радость, высшими утешениями, или духовными дождями послушает земля, то есть населяющие землю люди. А что плод жизни святых будет во славу Христа, ибо //един за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему// ([[new:2kor:05:14|2 Кор. 5. 14]]-15), на это указал говоря: **и сии послушают Иезраеля**; ибо мы, как я сказал, обязанные Ему собственною жизнью, будем плодоприносить Ему. Уже не раз сказано было, что Иезраель означает семя Божие, и это есть Сын, от Бога Отца по естеству и неизреченно рожденный, хотя это обозначается словом, относящимся к плотскому рождению. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 21-22 **Послушаю небесе, а оное послушает земли, и земля послушает пшеницы, и вина и масла и сии послушают Иезраеля.** Повелю небу, и даст оно дождь, и земля даст плоды свои. Сие дано было Иудеям по окончании их плена и по возвращении из преселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь. Ибо все, о чем пророчествует Осия в сем последнем отделении, по точному смыслу пророчества должно быть отнесено к Церкви Христовой. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21–23 **И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: ты Мой народ, а он скажет: Ты мой Бог** В тот день и в то время, когда Я обручу тебя Мне в верности и когда ты познаешь, что Я Господь, Я услышу небеса, поведающие славу Божию [[old:ps:018:start|(Псал. 18)]], и небеса услышат землю, чтобы орошать ее небесным дождем, и земля, из которой возникла истина [[old:ps:081:start|(Псал. 81)]] и на поле которой выходит домовладыка, чтобы сеять семя свое [[new:mf:18:start|(Матф. гл. 18)]], услышит пшеницу, и вино и елей, о которых мы выше говорили, и все это услышит Иезраеля, то есть семя Божие, в том смысле, что обилие и плодородие во всем даруется чрез семя Божие, то есть чрез Христа, потому что семя Божие сеется на земле, чтобы приносить многочисленные плоды, в сто крат, в шестьдесят и в тридцать [[new:mf:18:start|(Матф гл. 18)]]. И блудница, соединившаяся с Богом и родившая троих детей: двух мужеского пола и одно женского, в первый раз Иезраеля, во второй раз непомилованную и в третий раз не Мой народ, должна видеть, что ради семени Божии изменяются названия предметов и что чрез веру во Христа получила помилование та, которая была непомилованною, и что получил название народа Божия тот, который прежде назывался не [Божиим] народом. Отсюда мы видим, что можно все это относить и к десяти коленам, которые называются Израилем и которые под именем блудницы родили троих детей, и ко всему народу иудейскому. Относительно услышания неба и земли, и пшеницы, вина и елея и Иезраеля некоторые так полагают, что когда придет Христос, то все будет идти своим порядком и всякое творение будет служить на пользу человека, как было создано в начале. Иудеи и ваши иудействующие ожидают [исполнения] всего этого после [пришествия] антихриста при конце мира. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 21-22 **И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель** В ряде образов пророк выражает мысль, что Иегова услышит всякую просьбу помилованного народа, и природа, находящаяся в "руце Божии", будет служить благоденствию Израиляю. В мире наступит полная гармония. //Сии услышат Иезреель,// т. е. Израиля. Пророк называет Израиля символическим именем Изреель, имея в виду смысл последнего имени - "Бог посеет". [<10>]