[<10>] ====== Толкования на Ос. 3:5 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни** См. Толкование на [[old:os:03:04#svt_kirill_aleksandrijskij|Ос. 3:4]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И посем взыщут Господа и Давида царя своего**, то есть Зоровавеля, потомка Давидова. Но Зоровавеля взыскали многие из Иудеев. Христа же - немногие, о чем предсказали Исаия и Даниил. И на Христа указывает здесь и Осия; он, как и другие Пророки, именует Христа Давидом, от образа заимствуя имя прообразуемому. ===== Блж. Августин ===== **После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни** Кому не ясно, что иудеи в настоящее время находятся именно в таком положении? Но послушаем, что прибавляет пророк: **После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни**. Яснее этого пророчества ничего не может быть, если под именем Давида разуметь Христа, бывшего, как говорит апостол, //от семени Давидова по плоти// [[new:rim:01:03|(Рим 1:3)]]. Пророк предсказал еще и будущее воскресение Христа в третий день, как оно должно было быть предсказано на возвышенном пророческом языке: //оживит нас через два дня, в третий день восставит// [[old:os:06:02|(Ос 6:2)]]. Согласно с этим апостол говорит нам: //если вы воскресли со Христом, то ищите горнего// [[new:kol:03:01|(Кол 3:1)]]. **//О граде Божием.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни** См. Толкование на [[old:os:03:04#blzh_ieronim_stridonskij|Ос. 3:4]] =====Лопухин А.П.===== **После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни** Пророк говорит о последствиях наказания Израиля. Как отпадение от Иеговы сопровождалось отложение Израиля от дома Давидова, так и обращение к Иегове будет сопровождаться воссоединением с Давидом. Слова //в последние дни,// обозначающие в пророческих речах обыкновенно время мессианское ([[old:is:02:02|Ис II:2]]; [[old:iez:38:08|Иез ХXXVIII:8]]; [[old:ier:30:24|Иер ХXX:24]] и др. ), показывают, что и под Давидом пророк разумеет не царский род Давидов, а великого потомка Давида - Мессию. Слав.: //почудятся о Господе// eksthsontai, означает: будут благоговеть, трепетать пред Господом. Гл. [[old:os:01:start|I-III]] содержат описание символического действия пророка Исполнено ли было это символическое действие? По этому вопросу в экзегетической литературе существует три мнения. Одни комментаторы принимают рассказ пророка как литературный прием, причту или аллегорию для выражения известной истины; другие считают гл. [[old:os:01:start|I-III]] описанием того, что прorok пережил //только// в духе, в духовном созерцании или видении; третьи, наконец, полагают, что пророк рассказывает о фактах внешней действительности, о символическом действии, которое было //исполнено.// Первое понимание (аллегорическое) из наиболее известных экзегетов защищают //Розенмюллер, Гитциг, Вюнше, Гоонакер//; из русских //Смирнов//; второе (визионерное) было высказано //блаж. Иеронимом//, затем разделялось всей оригеновской школой, иудейскими толкователями и в новое время отстаивалось Генгстенбергом и Кейлем; третье (реалистическое) понимание гл. [[old:os:01:start|I-III]] в древности имело своими защитниками //св. Кирилла//, //блаж. Феодорита//, а в новое время - //Курца//, //Шегга//, //Новака//, //Чейна// и др., русских комментаторов - //еп. Палладия//, //Бродовича// и //Яворского//. Визионерное понимание рассматриваемых глав кн. Осии в настоящее время не имеет защитников и может быть отвергнуто без колебаний. //Для внутреннего переживания// пророком своего приточного рассказа, нельзя указать никакой цели, и самый процесс этого переживания непонятен. Труднее сделать выбор из двух остальных пониманий гл. [[old:os:01:start|I-III]] аллегорического и реалистического, так как каждое из них может наводить для себя в кратком повествовании пророка более или менее твердые основания. В пользу реалистического толкования, принятого в нашей литературе (//Бродович, Яворский//) обыкновенно приводятся следующие главные основания: **1)** пророк нигде не дает указаний, что он сообщает притчу, а не рассказ о действительных событиях; [[old:os:01:01|ст. 1]], [[old:os:01:02|2]], [[old:os:01:03|3]], [[old:os:01:06|6]], [[old:os:01:08|8]]; [[old:os:03:01|III:1-3]] получают удовлетворительный смысл только при истолковании их в буквальном смысле. **2)** Если допустить, что рассказ [[old:os:01:start|I-III]] гл. представляет притчу, а в действительности пророк или не был женат совсем, или же был счастлив в браке, то рассказ пророка о себе, не соответствуя действительности, хорошо известной слушателям, должен был производить на последних странное впечатление и вызывать только недоумение. **3)** В пользу буквального толкования можно указывать и на то, что имя главного действующего лица - Гомери не может быть истолковано в аллегорическом смысле: если бы гл. [[old:os:01:start|I-III]] представляли притчу или вообще вымышленный рассказ, то, естественно, было бы ожидать, что главное действующее лицо носит имя характера символического - имя, явно соответствующее по своему значению цели рассказа. В свою очередь аллегористы не без достаточных оснований могут выставить следующее в пользу своего толкования: **1)** Форма повествования сама по себе не говорит за то, что описанное в гл. [[old:os:01:start|I-III]] было действительно исполнено пророком, так как, несомненно, не вcе символические действия исполнялись (ср. [[old:ier:25:15|Иер XXV:15]]; [[old:ier:13:start|XIII]]). **2)** При толковании гл. [[old:os:01:start|I]] в смысле повествования об историческом факте непонятно психологически исполнение пророком повеления Божия: странно допустить, что пророк при заключении брака должен был руководиться предведением, что именно известная женщина будет блудницей и будет иметь незаконных детей. **3)** При аллегорическом понимании гл. [[old:os:01:start|I-III]] несоответствие некоторых черт действительной жизни не может побуждать недоумений, так как в притче или аллегории уклонения от действительности вполне возможны. **4)** Если признать гл. [[old:os:01:start|I-III]] притчей, то проповедь пророка будет представлять нечто цельное; если же видеть в рассматриваемых главах указание на факт действительной жизни пророка, то проповедь его будет разбита на ряд отдельных моментов, разделенных значительным промежутком времени, т. е. лишится цельности и силы впечатления. При краткости повествования пророка Осии и при спорности многих отдельных выражений гл. [[old:os:01:start|I-III]], трудно с решительностью отдать, предпочтение какому-либо из приведенных толкований. Но будем ли мы изъяснять гл. [[old:os:01:start|I-III]] в аллегорическом смысле, или считать их описанием действительных фактов из жизни пророка, общий смысл обличений и предсказаний пророка ясен, и он остается неизменным при обоих толкованиях. [<10>]