[<10>] ====== Толкования на Ос. 4:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 3-6 **Сего ради восплачется земля, и умалится со всеми вселившимися на ней, со зверми польскими, и с гады земными, и со птицами небесными, и рыбы морския оскудеют: яко да никтоже не прится, ни обличается никтоже: людие же мои аки пререкаемый жрец, и изнеможет во днех, и изнеможет пророк с тобою: нощи уподобих матерь твою. Уподобишася людие Мои аки не имуще умения: яко ты умение отвергл еси, отвергу и Аз тебе, еже не жречествовати Мне, и забыл еси закон Бога своего, забуду и Аз чада твоя** Так как они, говорит, вели столь богопротивную и весьма пагубную жизнь, нечестивую и разнузданную, думали и делали что не следует, оскорбляя Бога, то, вследствие этого и совершенно справедливо, дойдут до погибели, при чем как бы «**восплачется земля**», то есть она подвергнется разграблению, изменит образ свой и будет представлять печальный вид сожженных городов, разрушенных домов и опустошенных полей. В одинаковом положении с землей будут и обитатели, сорыдая и состеная, ибо и они «**восплачутся**», то есть будут далеко от всякого благодушия и благоденствия. Кто же обитатели? – Звери, пресмыкающиеся, а с ними и летающие. Если здраво судим, то никак не будем думать, что пророческое слово говорит нам о диких зверях, или о пресмыкающихся, или о птицах: понимать так совершенно нелепо и вполне неразумно. Напротив, уразумев правильный смысл, мы полагаем, что в только что изреченном нам изображаются нравы иудеев. Под образом зверей речь представляет людей самых сильных, способных запугать других, диких и задорных, привыкших к убийствам и имеющих весьма большую свирепость; а под образом пресмыкающихся – тех, которые крайне изощрились в повреждении нравов и достигли предела всякой порочности; посему и мудрый Иоанн обличал презреннейшее сонмище фарисеев и книжников, взывая и говоря: «//змия, порождения ехиднова//» ([[new:mf:23:33|Мф. 23:33]];ср.[[new:mf:03:07|Мф. 3:7]]; [[new:lk:03:07|Лк.3:7]]). В образе птиц легко усмотришь тех, которые быстро взлетают к отступлению от Бога или страдают проклятым высокомерием, как бы возносятся вверх и навыкли высокомудрствовать. Рыбами же, очевидно, называет людей толпы, стадных, погруженных в житейские заботы, имеющих ум, как бы потопленный водою, безгласных и бессмысленнейших (безгласна, ведь, и рыбья порода), или иначе – тех, которые как бы поглощают слабейших, потому что взаимопожирание замечается особенно у рыб. – Итак, «**восплачется**, – говорит, – **земля**» вместе с жителями. Какая же причина этого? – «**Да никтоже не прится, ни обличается никтоже**». Так как «клятва, и лжа, татьба и убийство, и любодеяние разлияся по земли, и крови с кровми мешают», то и «**восплачется**», и потом прекратится ложь, обман и клевета, потому что, рыдая при неожиданных событиях и оплакивая постигшую беду, невольно отстанут от подобных прегрешений. А выражения: «**прится**» и «**обличается**», как я думаю, означают не иное что, как обвинять и осуждать кого, то есть лжесвидетельствовать. В этом и другой из святых пророков громко изобличал потомков Израиля, говоря: «//у люте мне душе, яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть, вси в кровех прятся, кийждо ближняго своего озлобляет озлоблением//» [[old:mih:07:02|(Мих. 7:2)]]. Это – в смысле историческом. Направляя затем речь пророческую к разумению более глубокому, скажем следующее. Так как в земле иудейской, или у самих Иудеев, «несть истины, ни милости, ни ведения Божия» (это, как мы сказали, есть и называется Еммануил), а, напротив, господствует «клятва и лжа и пользуется почетом татьба, и крови с кровми мешают» (ибо, как я сказал, умертвив пророков, убили и самого Иисуса), то «восплачется» наконец земля вместе с обитателями, сожигаемая руками Римлян. А будет это, говорит, «да никтоже не прится, ни обличается никтоже», чем ясно обвиняет Иудеев, как судивших неправедно и возводивших обвинение, или лжесвидетельствовавших на Христа. Именно: начальники привели Его к Пилату, осуждая и обвиняя Его; некоторые пришли и свидетельствовали против Него и едва не дерзали даже обличать Его, лживо говоря, презренные, что Он развращает народ [[new:lk:23:05|(Лк. 23:5)]],— или, — что мы слышали, как Он говорил, будто в три дня разрушит храм Божий и снова воздвигнет его [[new:mk:14:57|(Мк. 14:57]][[new:mk:14:58|-58)]]. Итак прекратится, говорит, пря и обличение, то есть лжесвидетельство и суд неправедный, за отсутствием царя или князя, могущего судить. Посему-то, как я полагаю, пророческое слова и уподобляет народ Иудейский животным, не имеющим царя, т.е. зверям, пресмыкающимся, птицам и рыбам. Подобно и блаженный пророк Аввакум говорил Богу всяческих: «//вскую призираеши на презорливыя? премолчаваеши егда пожирает нечестивый праведнаго? И сотвориши человеки яко рыбы морския, и яко гады не имущыя старейшины//» [[old:avm:01:13|(Авв. 1:13]][[old:avm:01:14|-14)]]. Заметь; блаженный пророк иным способом излагает изреченное ему Богом. Он ясно слышал, что «**дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлениям**» [[old:os:03:04|(Ос. 3:4)]]; однако, как бы упреждая необузданную гневливость слушателей, делает обличение сдержанно и облекает речь соответственною неясностью. Что они будут проводить жизнь без начальников и без царя и останутся без руководителя, на это намекает слегка, уподобляя их животным, не имеющим царя; а что они лишены будут жертвоприношений и священнослужения, это поясняет, говоря, что они будут подобны **жрецам пререкаемым**. Кто же это такие, или кто «**пререкаемый жрец**»? — Тот, кто имеет порок или недуг телесный, а потому и не допускается к служению. Так, некоторые из-за повреждения голеней или глаз, или вследствие перелома ноги, или по какой другой причине были лишаемы права священнодействовать, хотя происходили из колена и от крови Левия [[old:lev:21:18|(Лев. 21:18]][[old:lev:21:19|-19)]]. Это предписал закон Моисеев. Таков-то, говорит, будет народ мой: хотя он и считается по заслугам праотцев священным и удостоился иметь жертвы, однако останется без святой скинии, без богослужения и священников, не будет приносить жертвы, не будет возносить Богу «воню благоухания», потому что он впал в немаловажный уже недуг ума, развратился сердцем и сделался по справедливости отверженным и ненавистным. А что Израильтян постигнет и молчание пророков, оно возвещает в словах: «**и изнеможет пророк с тобою**», с чем вполне согласно изреченное Богом блаженному Иезекиилю: «//и язык твой привяжу к гортани твоему, и онемееши, и не будеши им в мужа// (исправления или) //обличения, понеже дом разгневаяй есть//» [[old:iez:03:26|(Иез. 3:26)]]. Все это произойдет за нечестие ко Христу и за оскорбления пророкам. Впрочем, говорит, Израиль «//изнеможет// не навсегда, но //во днех//», потому что для него назначен срок спасения и обращения – посредством веры. Речь — все еще к лживому и нечестивому сонмищу иудейскому. Матерью его называет синагогу,— без сомнения так же, как и (матерью) оправданных во Христе (называет) церковь. Посему справедливо уподобляет синагогу иудейскую тьме и мраку. Потому же и мудрейший Павел превосходно говорит о себе и о просвещенных верою: «//несмы нощи ниже тмы, но сынове света и дне//» [[new:1sol:05:05|(1 Сол. 5:5)]]. Далее, уподобился, говорит, народ мой не имеющим знания, хотя и был одарен путеводительством закона: призван он был к познанию истинного Бога, удостоверен чудесами и не имел ни малейшего недостатка в том, что может просветить омраченных и в состоянии вселить досточудное ведение в более понятливых. Но так как, говорит, «**ты отвергл еси умение**», то есть Христа, чрез Которого и в Котором доступен и познаваем Отец, то лишишься наконец права быть священником и приносить жертвы, как нечистый. И так как ты дошел до забвения божественных законов, не уразумев духовного смысла Моисеевых постановлений, не приняв и Христовых наставлений — умом смиренным и благорасположенным, то и Я, так сказать, склонюсь к забвению детей твоих, то есть уже не вспомню (о них), чтобы удостоить их милости и попечения, ибо кого Бог благоволит вспомнить, того Он награждает Своим человеколюбием. — Или, в ином смысле: Израиль забыл Бога и отверг разумение тогда, когда стал служить идолам. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Сего ради восплачется земля**, потому что оставлена своими жителями. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут** Так как нет на земле ни истины, ни милосердия, ни Богопознания, но наоборот, крайне распространились проклятие и обман, и убийство, и воровство и прелюбодейство, и кровопролитие следует за кровопролитием, то восплачет земля вместе с обитателями своими и изнеможет, так что не будет иметь зверей полевых и птиц небесных, и рыбы морские исчезнут. Ибо когда настанет пленение десяти колен, то, по уничтожении обитателей, исчезнут также звери и птицы небесные и рыбы морские; даже безгласные стихии испытают на себе гнев Божий. Кто не верит тому, что это совершилось с народом израильским, тот пусть посмотрит на Иллирию, пусть посмотрит на Фракии, на Македонию, и на Паннонии и на всю землю, простирающуюся от Пропонтиды и Босфора до Юлиевых Альп, и [тогда] он подтвердит, что вместе с людьми исчезли и все животные, которые прежде поддерживались Творцом для пользы людей. Но если мы будем, согласно с мнением некоторых, под зверями понимать диких людей, под птицами небесными – тех, кои превозносятся высокомерно и презирают все человеческое, а под рыбами морскими – тех, кои неразумны и настолько безрассудны, что совсем ничего не понимают и не видят открытого воздуха и неба; то это было бы проявлением не столько гнева, сколько благости Божией, что все худое уничтожается на земле. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== **За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут** Пророк возвещает предстоящее народу наказание. Этому наказанию подвергнутся не только люди, но и животные. //Изнемогут,// т. е. погибнут. Наказание будет состоять в том, что земля Израиля подвергнется опустошению, причем погибнут и люди, и животные. Причиной этого опустошения, очевидно, будет нашествие неприятелей и именно ассириян, разрушивших впоследствии Израильское царство. Слова слав. текста: //и с гады земными// не имеют для себя соответствий ни в подлиннике, ни в древних переводах. Вероятно, это дополнение, возникшее первоначально на полях (ср. [[old:os:02:18|Ос II:18]]) и потом внесенное в текст. [<10>]