[<10>] ====== Толкования на Ос. 4:10 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 10-11 **И будут ясти и не насытятся: соблудиша и не исправятся: понеже Господа оставиша еже снабдети. Блуд и вино и пиянство прият сердце людий Моих** Опять сохраняет потомкам Израиля остаток; именно словами: «**и будут ясти**, однако **не насытятся**» ясно показывает, что служение свящеиников совсем не прекратится. В самом деле, если кто размыслит или о тех древних переселениях и пленениях Израиля, или об опустошении Иудеи руками Римлян (в наказание) за Христа, — тот найдет, что сохраняются остатки и самого Израиля, и служения по закону. Так, хотя они тогда отведены были Салманасаром и Феглафаласаром в Ассирию и Мидию, тем не менее некоторые весьма немногие оставшиеся из Израильтян делали узаконенные приношения священникам, жертвуя что было под руками и нисколько не отступая от обычаев. Равным образом и в последнюю войну, разумею при Кесаре Августе, когда подверглась опустошению их страна, хотя и были рассеяны по всем ветрам, по всем странам и городам, все-таки делали посильные приношения, впрочем уже скудно награждая священный и избранный род. И доселе поступают так, хотя древние жертвы исчезли, потому что приносить жертвы вне Иерусалима противозаконно. Итак, «**будут**, говорит, **ясти, и не насытятся**», то есть будут получать мало и с трудом и в количестве недостаточном для насыщения. Точно также и это свидетельствует о лишении их прежней чести и утрате ими прежнего благоволения. После того, говорит, как они соблудили, «**не исправятся**»: как я сказал, удаляющимся от Бога (в этом, думаю, и имя, и сущность блуда духовного) не возможно ни до насыщения пользоваться подаваемыми благами, ни собрать небесную и горнюю пищу, ни исправиться в мыслях и поступках, потому что хранитель всякого добра в нас и кормило ума нашего — Бог. Здесь перечисляет причины того, почему ни они не насыщаются пищей, ни священнослужители уже не исправятся. Так как, говорит, и сами они удалились от Господа, и вместе с питомцами пали и воспитатели, с подчиненными и подвластными — получившие начальство, то справедливо будут находиться под гневом Божиим и подвергнутся наказанию за непрестанные прегрешения. Они-то именно и сохранили блуд, т.-е. поступали так, что у подчиненных уцелело заблуждение, хотя, напротив, они обязаны его исторгать и уничтожать, — потому что долг учителей — старательно удалять пагубное для народа и немедленно искоренять враждебное Богу; если же, но желая поступать так, они позволяют оставаться и сохраняться делам заблуждения, даже поддерживают их, тогда, конечно, душа воспитываемых примет нечто в роде «вина и пиянства». В самом деле: откуда или как ученики получат трезвенность и силу устремить око ума к истинному и сущему по естеству Богу, если воспитатели и наставники в полезном приучают их к заблуждению, как должному? Об этом, думаю, ясно сказано другим пророком: «//священницы не рекоша, где есть Господь; и держащии закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя, и пророцы пророчествоваша в Ваала//» [[old:ier:02:08|(Иер. 2:8)]], и в другом месте: «//сынов моих, и овец моих несть, несть ктому места скинии моей, места кожам моим. Понеже обуяша пастыри, и Господа не взыскаша: сего ради не уразуме все стадо, и расточено бысть//» [[old:ier:10:20|(Иер. 10:20]][[old:ier:10:21|-21)]]. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу** Страсть ненасытима, и чем более подчиняются ей, тем более она возбуждает в подверженных ей алчность. Наоборот,// блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся// [[new:mf:05:06#blazh_ieronim_stridonskij|(Мф 5:6)]]. Как правда насыщает, так неправда, не заключающая в себе ничего существенного, обманывает употребляющих мнимую пищу и оставляет у едящих пустоту в желудках. Они блудодействовали и не перестали. Силы через блудодейство изнемогают, но желание блудодействовать не прекращается. Блудодействовали и десять колен с идолами Иеровоама, сына Наватова. **//Комментарии на малых пророков.//** ---- Ст. 10–12 **И будут есть, и не насытятся, и блудодействовали, и пе перестали; ибо они оставили служение Господу. Блуд, вино и пьянство увлекают сердце. Народ Мой вопрошал свое дерево, и жезл его дали ему ответ. Ибо дух блуда прельстил их и блудодействуя они отступили от Бога своего** Страсть ненасытима, и чем более подчиняются ей, тем более она возбуждает в подверженных ей алчность. Наоборот, //блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся// [[new:mf:05:06|(Матф. 5, 6)]]. Как правда насыщает, такь неправда, не заключающая в себе ничего существенного (substanriam), обманывает употребляющих мнимую пищу и оставляет у едящих пустоту в желудках. Они блудодействовали и не перестали. Силы чрезь блудодейство изнемогают, но желание блудодействовать не прекращается. Блудодействовали и десять колен с идолами Иеровоама, сына Наватова, и оставили Господа Бога своего, не исполняя того, что Он повелел, сказав: //Господу Богу твоему поклонитися, и Тому единому послужиши// [[old:vtor:06:13|(Второз. 6, 13]]; [[new:mf:04:10|Матф. 4, 10)]]. Слова же: **блуд, вино и пьянство увлекают сердце** следует понимать ἐμφατικῶς. Ибо как вино и пьянство лишают человека обладания умом, так блуд и похоть развращают чувства и расслабляют дух и из разумного существа делают человека бессмысленным животным, так что он постоянно ходит в корчмы, в непотребные дома и в притоны разврата. И когда сердце отклонится таким образом с места своего, то он дерево и камни почитает за богов и поклоняется делам рук своих. Поэтому и пророк как бы с изумлением и удивлением говорит: народ Мой, который некогда назывался Моим именем, стал вопрошать дерево и камни, – это род гадания, который греки называют ῤαβδομανρείαν (жезлогаданием). Потому и у Иезекииля [[old:iez:21:start|(гл. 21)]] мы читаем, что Навуходоносор смешал жезлы против Аммона и против Иерусалима, и вышел жезл против Иерусалима. Причиною этого безумного блуда служит дух, который прельстил их, чтобы они, блудодействуя, отступили от Бога своего. Блудом же называется идолослужение, согласно с тем, что мы читаем у Иеремии: „прелюбодействовали с камнем и деревом, и Я сказал: после блудодейства со всем этим возвратись ко Мне, но она не обратилась ко Мне всем сердцем, а притворно». И еще: „она оставила Меня и сказала: буду ходить на всякую гору высокую и блудодействовать под всяким деревом ветвистым» [[old:ier:03:start|(Иерем. гл. 3)]]. И в псалме говорится: //потребил еси всякого любодеющего от Тебе// [[old:ps:072:27|(Псал. 72, 27)]]. Ибо началом блуда служит изобретение идолов. Еретики никогда не насыщаются своим заблуждением, и не прекращают бесстыдного блуда, и, ежедневно нарушая закон и Священные Писания, оставляют Господа, безумствуют и упояются, и утратив способность здравого суждения, покланяются идолам, измышленным ими самими, и ими овладевает дух блуда. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== **Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу** За оставление служения Иегове, священники не удовлетворят своей алчности, а народ не размножится. Вместо последнего выражения в слав. тексте читается: //и не исправятся.// По-видимому, LXX вместо евр. iprozu (paraz //размножаться//) читали itrzu (от taraz - //исправлять,// -ся). [<10>]