[<10>] ====== Толкования на Ос. 4:12 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 12-14 **В знамениих вопрошаху и в жезлех своих поведаху тем: духом блужения прельстишася и соблудиша от Бога своего: на версех гор кадяху и на холмех жряху под дубом и под елию и под древом ветвенным, яко добр кров: сего ради соблудят дщери ваша, и невесты ваша возлюбодеют. И не присещу на дщери ваша, егда соблудят, и на невесты ваша, егда возлюбодеют: яко и тии со блудницами смесишася и со блудниками требы жряху, и людие смыслящии со блудницею сплетахуся** Ясно показывает, как они оставили Господа и сохранили блужение: воспитателя признает сообщником заблуждающихся и прямо объявляет, что те, кому прилично было, или, лучше сказать, необходимо было следовать законам божественным и приводить к этому подчиненных, они-то, как я сказал, и заслужили упрек в заблуждении. Некоторые, говорит, приходили к ним, желая узнать, что случится в будущем, или что приключится с ними, в какое время и при каких обстоятельствах. Они же нечестиво убеждали приходящих к ним не обращаться за этим к Богу, но «**в знамениях вопрошаху**», то есть старались узнать от нечистых духов при помощи некоторых знаков и примет, — подобно тому, как некогда Валаам пытался пророчествовать против Израильтян, потому что ому приказал сделать это Валам, сын Веоров; «//созижди//, - говорит, - //мне зде седмь требищ, и уготовай мне зде седмь телцев, и седмь овнов//» [[old:chis:23:01|(Чис. 23:1)]] и пойду «//в сретение волхвованием//» [[old:chis:24:01|(Чис. 24:1)]]. Они наблюдают, куда и как и насколько высоко отлетают, рассыпаясь, жертвенные зерна, или рассматривают, несчастные, движения печени, или следят за полетом птиц. Гадание же до полету птиц, волхвование и им подобные худые дела суть признаки дошедшего до крайности нечестия, и происходят в самых низменных убежищах идолослужения. — **И в жезлех своих поведаху тем**. Когда, говорит, Израильтяне приходили к ним с целью разведать о каком-нибудь своем деле, они давали им ответ не только по знамениям, но и по жезлам своим. Это другой способ обмана — гадание при помощи жезлов, занятие и изобретение, кажется, суетливых халдеев. Таким именно образом волхвовал Навуходоносор относительно Иерусалима, о чем говорит божественный пророк Иезекииль [[old:iez:21:21|(Иез. 21:21)]]. Ставя два жезла и затем припевая над ними какой-то тайный заговор, при помощи демонских сил заставляли их наклоняться и при падении наблюдали, куда они направляются: вперед или назад, вправо или влево: затем уже сообщали решение приходящим. Это и есть — «**в жезлех поведаху**». Поистине ужасно, что руководители других, долженствовавшие привлекать к боголюбезному, даже сами способствовали заблуждению и, как говорит пророк, «**изумление в дому Божии утвердиша**» [[old:os:09:08|(Ос.9:8)]]. Изумлением называет лжепророчество, ибо занимающиеся подобными делами притворяются, что уже не знают, где находятся, — и некоторые утверждали, что они вдохновляются и приходят в исступление, будто бы исполненные божества. Не знали они, что сердце заблуждающихся есть нечто в роде дома или вертепа для нечистых духов. Ясно показывает, что подобное совершается но без участия духов нечистых и лукавых, ибо всякий вид зла происходит от них, и кто решился исполнять угодное им, тому не приходится отступать пред каким бы то ни было постыднейшим делом. Посему и говорит: «**прельстишася духом блужения**» и далеки-далеки стали от Бога, будучи любострастными и обращая дела идолослужения в повод к плотоугодию. Они приносили жертвы, располагаясь на холмах и на горах и (таким образом) земными высотами почитая низверженных долу (в преисподнюю) демонов. Затем, воздвигая жертвенники «**под дубом и под елию**», они делали возлияния. оказывая почести нимфам, вероятно гамадриадам, по сказаниям Эллинов; ибо поэты и сказатели эллинские говорят, что нечистые демоны любят растения и деревья, которые — не знаю, с какой стати, — они называли нимфами. Итак, говорит, им приятно было искать тени, нежиться под кровом цветущих деревьев и с одобрением говорит, «**яко добр кров**». Вследствие этого сластолюбец и не мог стать боголюбцем, о чем засвидетельствует и Павел, говоря о некоторых, что они «//сластолюбцы паче нежели боголюбцы//» [[new:2tim:03:04|(2 Тим. 3:4)]]. //Блаженны// же, как говорит Спаситель, «//плачущии ныне//» [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4]]; [[new:lk:06:21|Лк. 6:21)]], и наибольшего почета и любви достойно терпение в полезных трудах. Так как, говорит, у вас считается достохвальным предаваться неге под деревом, в тени, и так как вы находите себе удовольствие в том, что для Меня оскорбительно, то есть в проклятой прелести и нечистоте, то, посему, «**соблудят дщери вашя**», а «**невесты**, то есть жены сыновей, **возлюбодеют**» и, не смотря на это, Я, говорит, не подвигнусь «**и не присещу**». По-видимому, этим предвозвещает ожидающие грешников бедствия войны и последствия плена, потому что завоеватели и победители поступают с покоренными как вздумается, необузданно пользуясь властью, с неудержимым рвением стремясь ко всему, что может доставить им удовольствие, — не помышляя о законе и не позволяя себе думать ни о благопристойности, ни о приличии, и, как бы ожесточившись и обладая душой, весьма склонной к суровости, не дают никакой пощады потерпевшим несчастие. Таким образом с очевидностью объявил, что дети соблудивших преданы будут врагам на посмешище и позор. Если же кому угодно, можно понимать (сказанное) иначе. Бог всяческих печется о тех, кого благоволит почтить и возлюбить, и хотя бы видел, что они предались нерадению и желают совершать то, чего но следует, милостиво наказует, убеждая возвратиться к лучшему. Посему и богоглаголивый Павел говорит призванным к благочестной жизни:«//аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог Который бо есть сын, егоже не наказует отец//?» [[new:evr:12:07|(Евр. 12:7)]]. О том же свидетельствует мудрейший приточник и говорит: «//егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет//» [[old:pr:03:12|(Притч. 3:12)]]. Следовательно, кого наказует, тех удостаивает своего попечения, как добрых и возлюбленыых, а на тяжко согрешивших но взирает уже, но говорит только: «//не вем вас//» [[new:mf:25:12|(Мф. 25:12)]], ибо «//очи Господни на праведныя//», как написано [[old:ps:033:16|(Пс. 33:16)]]. Итак, если, говорит, и согрешат, «**не присещу**», то есть не попекусь, но обращу к себе, признаю совершенно недостойными. По какой причине? — Потому что вы сами, говорит, в качестве отцов, настолько далеки от намерения сдерживать и себя самих и своих детей, хотя бы они предавались крайнему нечестию, что смесились с блудницами и приносили жертвы с блудниками. Блудницами собственно называет жриц Веельфегора. А Воельфегор — это так называемый Приап, и, разумеется, почитательницы этой гнусной мерзости суть блудницы. Блудниками же (τετελεσμένοι) называет посвященных в таинства Веелфегора: это были мужчины, которые не желали оставаться тем, чем были, но, усвоив себе женоподобные нравы, сделались безобразно распущенными в речах и поступках. Некоторые называют их скопцами и развратниками, которые с женскими воплями, ударяя в кимвалы, бегали кругом с особенными факелами, показывали вид, что они священнодействуют, совершая празднование в честь стыдения Веелфегора. Посему, говорит, «**жряху требы со блудниками**», т. е. принимали участие в их таинствах и вместе с подобными развратниками приносили жертвы Веелфегору. Сводит речь к Иуде, то есть к происходящим от колена Иудина и Вениаминова, которые еще жили в Иерусалиме и, имея божественный жертвенник (ибо храм существовал), говорили, что они соблюдают заповеди Моисея и обладают знанием закона. Но и они служили Астарте, «//мерзости Сидонстей//» [[old:4ts:23:13|(4Цар. 23:13)]]. Астарта же, как говорят, есть так называемая у Эллинов (не знаю—почему) Афродита, ее статуя стояла обнаженною, в виде блудницы, бесстыдно обнажая пред глазами всех даже сокровенные члены тела. Итак, говорит, не только Израиль, недуговавший величайшим недомыслием, сообщался с блудницами и приносил жертвы с блудниками, но и сами «**людие смыслящии**», то есть те, которые выставляли себя сохраняющими еще знание закона, «**со блудницею сплетахуся**», ибо, как я сказал, покланялись Астарте, в честь которой насадил дубраву Соломон, исполняя угодное своей сладострастной жене иноплеменнице [[old:3ts:11:start|(3 Цар. 11)]]. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего** А в четвертой главе пророчества Осии читается следующее наречение: **Во знамениих вопрошаху и в жезлех своих поведаху тем**. Яснее с Еврейского: «Народ Мой древо свое вопрошает; и жезл его отвечает ему». Пророк показывает два вида гадания: Древом и жезлом. Под именем древа, без сомнения, разумеются деревянные идолы, от которых, неизвестными нам приемами, получаемы были ответы (см.: [[old:sud:18:05|Суд.18:5,6]]). Очевидно, это дело богопротивное, как соединенное с идолопоклонством. Под именем жезла отвечающего разумеется гадание посредством жезлов, по приметам, на которую сторону они падают, быв поставлены, или ложатся ли замеченною стороною вверх или вниз, и прочее, что называлось жезлогаданием или жезловолхвованием. Хотя в сем втором виде гадания не видно отношения к идолопоклонству, однако и он вместе с первым осужден пророком, как измена истинному Богу: **Духом блуждения прельстишася и соблудиша от Бога своего**. От сего обвинения не может увернуться стологадание, как бы ни старалось оно изъяснить себя легким и благовидным образом. **//Письма.//**  ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего** В законе написано: //не прелюбодействуй// [[old:ish:20:14|(Исх 20:14)]]. Это человеком, еще связанным страстями плотской нечистоты, с пользою соблюдается в собственном значении слова. А тому, кто отстал от этого грязного дела и нечистой страсти, необходимо соблюдать то же самое духовно, то есть чтобы удаляться не только от идолопоклонства, но и от всякого суеверия язычников, гадателей и от наблюдения всех знамений, дней и времен и не предаваться гаданиям посредством некоторых слов или имен, вредящим чистоте нашей веры. Ибо этим блудом осквернил себя Иерусалим, который блудодействовал на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом. Господь, порицая его через пророка, говорит: //пусть выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе// [[old:is:47:13|(Ис 47:13)]]. О таком блудодействе и в другом месте Господь, обличая, говорит:** дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего**. //**Собеседования.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего** См. Толкования на [[old:os:04:10#blzh_ieronim_stridonskij|Ос. 4:10]] =====Лопухин А.П.===== **Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего.** См. Толкование на [[old:os:04:11#lopuxin_ap|Ос. 4:11]] [<10>]