[<10>] ====== Толкования на Ос. 5:11 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 11-12 **Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных. Аз же яко мятеж Ефремови и яко остен дому Иудину** Каким образом «**ужасеся Вениамине**», ясно показал, сказав: «**быша князи Иудины яко прелагающе пределы**»; разъясняет и то, как «**Ефрем в пагубу бысть**», прибавляя: «**соодоле Ефрем противника своего**». Кажется, что речь, теперь предлагаемая нам, выражена с некоторою мягкостью. И я, насколько возможно, попытаюсь разъяснить, в чем состоит вина колена Ефремова и что за противник, которого, как говорит нам божественное пророчество, «**соодоле Ефрем**». Потомки Иуды и Вениамина питали еще некоторое благоговение и уважение к законам Моисеевым и имели заботу о праведности, потому что не все уклонились, но было не мало и таких, которые плакали и скорбели об отступлении заблуждающихся и сильно негодовали, когда некоторые, презирая Бога всяческих, ревностно исполняли обряды идолослужения. Посему и говорит блаженный пророк Иезекииль, что были посланы против Иерусалима некие (мужи), вооруженные секирами, и услышали ясный глагол Бога — идти во след мужа, облеченного в подир, и не щадить никого. Видел я, говорит, «//и се шесть мужей идоша от пути врат зрящих на север, и коемуждо секира в руце его; и рече//, говорит, //Господь мужу, облеченному в подир: проииди посреде града Иерусалима, и даждь знаменья на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониих бывающих среде их. И сим рече, слышащу мне, идите в град в след его, и изсецыте, и не пощадите; старца, и юношу, и младенцы, и жены избийте в потребление; а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся//» [[old:iez:09:01|(Иез. 9:1]][[old:iez:09:06|-6)]]. Слышишь: некоторые получили «//знамение//», как свободные от кары, гнева и всякой вины потому, что восхотели мыслить здраво, жить по закону, стремиться к справедливости и иметь не укоризненную привязанность к любви божественной. Что же до Самарии, то в ней Израиль всячески заблуждался, почти, можно сказать, не считал нужным даже и помнить о постановлениях Моисея и проводил жизнь, как бы противную и во всем враждебную им; закон Божий считал как бы врагом, и, если можно сказать так, даже не хотел знать об оном, презирая руководителя, который мог спасти и привести к правой и безупречной жизни. На это, как кажется, прикровенно указывает пророческое слово, которое, как я сказал, выражено с мягкостью. «**Соодоле**, – говорит, – **Ефрем противника своего**», вместо: одержал Ефрем победу самую нелепую и пагубную, одолел как врага своего, то есть вообще победил закон, который ненавидел. А так как речь темновата, то уясняет ее иначе, говоря:«**попра суд**», т. е. совершенно не заботился о правде законной, потому что всегда что попирают, то признают недостойным почтения и считают не заслуживающим никакого внимания. Посему Господь наш Иисус Христос говорит: «//добро// есть //соль//» [[new:mk:09:50| (Мк. 9:50)]]; «//аще же соль обуяет, чим осолится? Ни во что же будет ктому, точию да изсыпана будет вон, и попираема человеки//» [[new:mf:05:13|(Мф. 5:13)]]. Когда же говорит — **суд**, разумей //закон//; и богоглаголивый Давид, называя его так, возглашает к Богу: «//суд и правду во Иакове ты сотворил еси//» [[old:ps:098:04|(Пс. 98:4)]], ибо закон, хотя и объявляется чрез ангелов, принадлежит Богу. А по какой причине (Ефрем) в законе усмотрел врага и попрал суд, объясняет тотчас же в словах: «**яко нача ходити в след суетных**». Начало такового недуга, говорит, заключается в том, что он стал чтить «**суетных**» и ходить «**в след**» идолов, а в одно и то же время невозможно следовать и Богу, и духам лукавым и нечистым. Посему и пишет богоглаголивый Павел: «//не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую: не можете трапезе Господней причащатися и трапезе бесовстей//» [[new:1kor:10:21|(1Кор. 10:21)]]: ибо одним только путем шествует боголюбец, перескакивает же, колеблется и шатается то туда, то сюда тот, кто непостоянен и легко идет, куда прилучится. – Итак, «**быша**, – говорит, – **князи Иудины яко прелагающе пределы**»; потом: «**соодоле и Ефрем соперника своего, попра суд**»; наконец: буду «**аз яко мятеж Ефремови, и яко остен**» Иуде. Что это значит, необходимо разъяснить подробнее. Одни переводчики вместо «мятеж» говорят: «поядающий», а вместо «остен» – «гнилость», но семьдесят употребили слова: «мятеж» и «остен». Когда Ефрем или десять колен подвергались не малому смятению от постигшей их войны, шедшей частью со стороны соседей Сирийцев, частью же со стороны Персов и из земли Ассирийской, тогда и Иуда испытывал страдания и находился в немалом страхе иди, лучше сказать, в тревоге: он ожидал, и в непродолжительном времени, что подвергнется может быть таким же или гораздо худшим несчастиям, потому что, когда война разразилась и обрушилась на города Самарийские, по неволе приходилось вместе гибнуть и соседним городам, разумею те из них, которые принадлежали Иуде и Вениамину. Итак, «мятеж» означает наступление войны, а «остен» — соединенную с этим муку вследствие печали и уныния, от которых вполне свободны желающие помышлять сообразное Христу, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Утеснен Ефрем, поражен судом**; утеснен, потому что восхотел идти в след суеты. ===== Прп. Авва Дорофей ===== **Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных** Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто божественное и никогда не погибает, по всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем ее. Посему-то Пророк оплакивает Ефрема и говорить: **Соодоле Ефрем соперника своего, и попра суд**. Соперником же называет совесть. **//Поучение 3. О совести//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных** См. Толкование на [[old:os:05:10#blazh_ieronim_stridonskij|Ос. 5:10]] ---- Так как Ефрем нечестив и так как за нечестие свое он подвергнется опустошению; то каким образом теперь говорится; Ефрем подвергся притеснению, поражен судом? Как он подвергается притеснению и каким образом несправедливо поражается угнетающим его судом, когда в след затем указывается надлежащая причина, по которой он был предан на пленение: **ибо он начал ходить вслед мерзостей**, то есть идолов, которые сравниваются с мерзостями? Вот что означают эти слова: Ефрем подвергается угнетению от ассириян, сначала от Фула, затем от Теглаффалассара [[old:4ts:15:start|(4 Цар. гл. 15)]] и после того от Салмавассара, и был предан этим угнетателям не потому, что они были праведными, а потому, что те, которые прежде были Моим народом, были подвергнуты наказаниям после того, как Я оставил их. Представляется же притеснением не в отношении к Богу, который совершает праведный суд, а в отношении к тем, которые подвергаются наказаниям, именно то, что они предаются врагам худшим, [нежели сами они]. Господь указывает также причины, почему они подвергаются в некотором роде притеснению и предаются людям, худшим [их самих], и почему по отношению к ним [как бы] не соблюдается правосудие: ибо Ефрем, то есть Иеровоам, начал ходить в след идолов и оставил Бога, сделав золотых тельцов. По переводу LХХ Ефремь, то есть Иеровоам, подверг угнетению своего противника Ровоама, то есть колено Иудино, и угнетал его именно тем, что, оставив Иерусалим и храм, сделался последователем нечистых идолов египетских. По отношению к еретикам смысл ясен: своими софизмами и диалектикою они часто угнетают чад Церкви; но делая это, они следуют не чистоте истинной веры, а нечистой лжи, и когда они предаются диаволу и ангелам его, то им кажется, что они подвергаются притеснению и что в отношении их нарушено правосудие. Таким образом Израиль подвергается опустошению и все труды его разрушаются чрез победу ассириянина; он лишился покровительства Божия и был поражен судом Его, потому что стал ходить в след идолов. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** [<10>]