[<10>] ====== Толкования на Ос. 7:4 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 4-7 **Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто и оно вскиснет. "День нашего царя!" говорят князья, разгоряченные до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам. Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь. Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне** Если можно брать жену, но нельзя творить блуд вопреки слову всех Писаний, почему ты с Божиим благословением не взял дозволенного, но предпочел, оскорбив Бога, свершить недозволенное? Также хотел бы я знать: те, кто не имеют жен, но до вступления в брак не боятся и не стыдятся творить блуд, хотели бы, чтобы их невесты были до брака осквернены другими блудниками? Итак, поскольку нет никого, кто принял бы это с терпением, почему они не хранят в отношении невест своих ту верность, которой требуют от них? Почему тот, кто сам осквернен, хочет принять жену девой? Почему хочет сочетаться с живой женой тот, кто сам мертв, по слову Писания: //душа согрешающая, она умрет// [[old:iez:18:20|(Иез 18:20)]]; и по страшному слову апостола: //блудников же и прелюбодеев судит Бог// [[new:evr:13:04|(Евр 13:4)]], и далее:// Блудники Царствия Божьего не наследуют// [[new:1kor:06:09|(1 Кор 6:9)]], и наконец: //«Сердца всех блудников печи подобны»//. //**Проповеди.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 4-6 **Вси любодеющии, яко пещь жегома на печение сожжения от пламене, от примешения тука, дондеже вскиснет то все. Во дни царей ваших начаша князи яритися от вина, простроша руки своя с губительми: зане разгорешася яко пещь сердца их, внегда устремлятися им: всю нощь сна Ефрем насытися, заутра бысть, и разгореся яко пламень огненный** Здесь ясно повествуется нам о том, что они некоторым образом злодействами своими увеселяли царей и ложью начальников своих. Таков исторический смысл (этого изречения), который если кто рассмотрит, тот в совершенстве уразумеет значение пророчества. Итак, когда отложились десять колен и над ними воцарился нечестивый Иеровоам, – он сильно опасался, как бы они, ходя во Иерусалим ради совершения праздников, установленных законом, постепенно не получили расположения – опять подчиниться власти Иуды, и, вспомнив о древних обычаях, не убили его или насильственно не отняли наконец у него власть над собою. По этой причине он, ненавистный Богу и жалкий, замышляет освятить для них золотых телиц и придумывает способ нечестивого идолослужения и решается установить новые праздники телицам, как говорит об этом предание Евреев [[old:3ts:12:26|(3Цар. 12:26]][[old:3ts:12:32|-32)]]. Итак в начале он не мало боялся, как бы сочувствующие древнему и от отцов преданному им служению не отложились от его власти, или не убили его, как я сказал, и отвергнув его замысел, опять не решились возвратиться к прежнему царю, испытывая скорбь и справедливое негодование при виде оскорбления Моисея и попрания ими божественной заповеди. Посему-то, будучи лукав как лисица, он рассылает во Израиле многих, которые внушали и говорили, что им следует сделать тельца и вновь установить собственные праздники и просить об этом самого царя. Когда же он увидел, что народ весьма расположен к этому, единодушен и согласен с умыслившими это, то в собрании всех открыто провозгласил, что следует покланяться золотым телицам и назначил днем праздника пятнадцатый день восьмого месяца, как написано [[old:3ts:12:32|(3Цар. 12:32)]]. Когда же Иеровоам говорил это, народ одобрял его и восклицал: “это день царя, и потому и мы послушаем его намерения”, – и решился утешить его и другими подобными же одобрениями. За народом последовали и власть имеющие, соглашаясь и одобряя его. Об этом-то и напоминает нам в настоящем случае пророческое слово. «**Вси бо любодеющии**, – говорит, – **яко пещь жегома на печение сожжения от пламене**». Предавшись духовному любодеянию или отступлению от Бога (это и есть любодеяние), они уподобились как бы раскаленным печам, готовым для варения того, что в них будет вложено. Они были исполнены пламени, – очевидно жара и как бы воспламененной похоти. Они уподобились пышному тесту, имеющему уже закваску, но совершенно вскисшему в день царя их, когда, как я сказал недавно, Иеровоам открыто объявил, что надобно приносить жертвы телицам и совершать в честь их праздники и они на это возглашали: “это – день царя”, как об этом, как я сказал, свидетельствует предание. Тогда-то вскисло совершенно, то есть, окончательно состоялось распоряжение, утверждающее нечестие. Итак, имея души, воспламененные горячими и неудержимыми пожеланиями к преступлению, и как бы всквашенные таким образом в день царя, они дошли до крайнего нечестия. Подобное же опять совершили Иудеи по отношению ко Христу. Говоря ложь на славу Его и мало-помалу отвлекая народ от любви к Нему, книжники и фарисеи совершили духовное любодеяние, отвратив от Него народное множество. **Начаша князи яритися от вина, простроша руки своя с губительми: зане разгорешася яко пещь сердца их.** Здесь, как кажется, говорит о вине из виноградника Содомлян, опьяняющем сердца и омрачающем ум и наполняющем его пагубною мерзостною слепотой. Итак, когда некоторые при нововведении телиц и праздников в честь их выражали негодование, то многие из князей воспламенялись гневом. И чтоб незаметно было множество благоразумнейших людей, молчавших и не подававших голоса в похвалу (нововведения), они простирали руки к народу и как можно громче вопияли: “это – день царя”, и одобряли нечестивые нравы. Итак упившись нечестивым напитком, говорит, они предавались гневу и против не соглашавшихся на столь постыдные дела, скрежетали зубами, простирая свои руки «с губителями». Губителями называет народную толпу. Они, как я сказал, сочувствовали этому, хотя обязаны были руководить к благочестию и открыть путь к полезному. Но они, говорит, были воспламенены сердцем и восприняли в свои души пагубный пламень преступной похоти. Я уже сказал, что ненавистный Богу Иеровоам находился в большом страхе, пока еще только замышлял нечестивые предприятия. Он думал, и весьма справедливо, что Израиль может прийти в негодование, если бы узнал, что он хочет ни во что поставить нарушение отеческих обычаев. Когда же он объявил народу, что надобно покланяться телицам, и когда народ охотно принял его замысел и вместе с князьями выразил одобрение, как будто они правильно мудрствуют и поступают; тогда он освободился от страха и избавился от подозрительности, сделался наконец благодушным и исполненным веселия. Итак «**внегда устремлятися им**», то есть, в то время, как они падали в погибель и пагубу, склонившись на его предложение и согласившись с ним и одобряя нарушение любви к Богу; тогда говорит: “о Ефрем, то есть, Иеровоам из колена Ефремова, ты спал всю ночь”. Он как бы так говорит: если прежде он проводил ночи без сна от страха и подозрительности: то, освободившись от забот, он предавался изнеженности и всю ночь лежал на мягких ложах: когда же наступило утро, он оказался горячее других: «**разгореся яко пламень огненный**», и разгорячался вместе с народом, не удостаивая внимания, так сказать, мысль об отсрочке, но приводя в исполнение, и весьма скоро, распоряжение о нечестивых предприятиях. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Все князи их любодействуют, **яко пещь жегома на печение.** Как разжигается печь, в которой пекут хлебы, так и они распаляются на блудеяние и грабительство. **Поэтому в городе их не станет, кому замесить теста, когда оно вскиснет**, потому что пленяющие будут понуждать их к поспешному исшествию. Сие испытали на себе отцы их в Египте. Когда они не спешили воспользоваться своим освобождением из Египта, Египтяне понуждали их идти на свободу; и не давали им времени, чтобы вскисло заквашенное ими тесто. В другом же смысле **городом** называется у Пророка мир, **заквашенным тестом** - человеческий род, замешивающим тесто - Бог-Слово. Слова: **когда оно вскиснет** - означают, что Христос придет в конце времен, когда род человеческий вскиснет закваскою злобы своей, и Христос, очистив его от кваса сего, заквасит новым квасом. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Все прелюбодействующие подобны печи, растопленной пекарем: город несколько успокоился после примеси закваски, пока все не вскисло** Все те, которые своими злодеяниями увеселяли царя и своими обманами князей, суть прелюбодеи, и Иеровоам разжег в них огонь идолослужения, как в печи, чтобы печь хлеб нечестия, и возжегши в душах их пламя заблуждения, подобно тому, как сначала разжигают огонь в горниле для печи, он на некоторое время успокоился, чтобы не действовать много на народ, а предоставить его собственной воле, пока не перебродит (fermentaretur) весь обман, потому что все, делаемое по принуждению, скоро превращается, а что делается добровольно, это долго продолжается. Метафора, взятая здесь от печи, растапливаемой для печения хлебов, удерживается и далее. так что примесь закваски означает сочувствие всего на рода, вследствие чего и царь и народ с одинаковым жаром устремились к идолослужению. Никто не сомневается в том, что сердца еретиков разжигаются огнем диавола, чтобы в них пеклись хлебы антихриста; они сначала бывают спокойными в Церкви, говорят тайно и обещают общий мир (или общее умиротворение), чтобы зараза (саnсеr) постепенно проникла в народы, и когда закваска их учения, на которую Господь указывает в Своих словах: //блюдитеся от кваса фарисейска// [[new:mf:16:06|(Матф. 16, 6)]], произведет подъем в сердцах у обольщенных, то они открыто начинают безумствовать и на них исполняются слова апостола Иоанна: //от нас изыдоша, но не быша от нас; аще бо от нас были, пребыли убо быша с нами// [[new:1in:02:19|(1 Иоанн. 2, 19]]). **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Ориген ===== Ст. 4-7 **Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто и оно вскиснет. "День нашего царя!" говорят князья, разгоряченные до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам. Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь. Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне** Где найти мне ключ к Священному Писанию, который поможет понять, что это за //печь//? Надобно мне призвать Господа моего Иисуса, да даст мне найти, ищущему, да отворит мне, стучащему , да найду в Писании «печь», в которой смогу испечь жертву мою, да примет её Бог. И я думаю, что уже нашел - в книге Осии пророка, там, где он говорит: **Все они пылают прелюбодейством, как печь растопленная** (Ос 7:4), и далее: **разгорелись, говорит он, как печь, сердца их** [[old:os:07:06#origen|(Ос 7:6)]]. Итак, //печь// есть сердце человека. Сердце же это, если распалят его пороки или разожжет его дьявол, будет не печь, но жечь. Если же разожжет его Тот, Кто сказал: //Я пришел послать огонь на землю// [[new:lk:12:49|(Лк 12:49)]], - то тогда я не сожгу хлеб священных Писаний и глаголов Бога, который приял я в сердце, но испеку его для жертвоприношения. //**Гомилии на Левит.**// =====Лопухин А.П.===== **Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто и оно вскиснет.** Пророк говорил и о плотском прелюбодеянии, и о духовном, т. е. служении идолам. Пророк сравнивает народ распаляемый страстям, с пылающей печью. Как пекарь перестает поджигать печь только на короткое время (слав. //"от примешения тука"//, от замешения теста), так и Израиль не надолго оставляет свою страсть, чтобы после отдыха снова ей отдаться. [<10>]