[<10>] ====== Толкования на Ос. 10:12 ====== ===== Апостольские постановления ===== **Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду** Позаботься, епископ, об изучении Слова, чтобы мог ты толковать всё точно и обильно питать народ свой многим учением и освещать его светом закона. Как говорит Бог: **просветите себя светом ведения, пока время** (LXX, Ос 10:12). ===== Свт. Василий Великий ===== **Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду** Что касается [выражения] не участвуйте в бесплодных делах ([[new:ef:05:11|Еф 5:11]]), то, чтобы нам отчетливо знать, каков его смысл, прежде исследуем, к чему полагается определение «бесплодный» - только ли к предосудительному или также к тому, что и достойно хвалы, а, тем не менее, происходит не от здорового расположения души. Ведь, например, в Ветхом Завете пророк высказался о святых при помощи метафоры дерева: //приносит плод свой во время свое// ([[old:ps:001:03|Пс 1:3]]); а Соломон сказал: //Труды праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху// ([[old:pr:10:16|Притч 10:16]]). Осия же говорит: **Сейте для себя в праведности, и пожнете плод жизни** (LXX, Ос 10:12). //**О крещении.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сейте себе в правду, соберите в плод живота, просветите себе свет ведения, дондеже время, взыщите Господа, дондеже приидут вам жита правды** Всегда может быть двоякий способ увещания: или научаем поспешить, и как можно скорее, обратиться к честной жизни, указывая на наказание, которое ожидает нерадивых, – или же, возвещая об уготованных для благонравных почестях, делаем воспитываемых более наклонными стремиться к лучшей и законосообразнейшей жизни. Нечто подобное делает теперь и Бог всяческих: Он пригрозил заблуждающимся войнами, бедствиями, отведением к иноплеменникам, сожжением городов, жестокостью воителей, однако не ограничивает этим слова увещания, но вот снова и иным способом назидает их: повелевает им, оставив негодное и причиняющее им всякое злоключение, избрать то, что всего более может принести пользу, – (повелевает) подобно земледельцам сеять «**в правду** и собирать **в плод живота**», потому что, как пишет блаженный Павел, «//еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет//» [[new:gal:06:07|(Гал. 6:7)]], и «//сеявый злая, пожнет злая//» [[old:pr:22:08|(Притч. 22:8)]], по написанному, а делатель правды будет исполнен спасения и жизни, славен и достоин соревнования и соберет вино, веселящее «//сердце человека//» [[old:ps:103:15|(Пс. 103:15)]]. Кроме того желающим быть благомысленными должно вселить в ум и сердце свет истинного знания, которого (света) не имеют, поклоняющиеся «//твари паче Творца//» [[new:rim:01:25|(Рим. 1:25)]]. А как удобнее возможно сеять «**в правду**», собирать же «**в плод живота**» и получить блестящий «**свет ведения**». Сам показывает, прибавляя: «**взыщите Господа, дондеже приидут вам жита правды**». Бога же должно искать нам не в пространственном смысле (это нелепо, потому что Божество не пространственно), но как бы в расположении души и в наклонностях ума, устремленного к тому, что Ему угодно, и сообразующегося с совестью правою, чистою и не заслуживающею укоризны в чем бы то ни было: потому что когда мы Его таким образом обретем, то обогатимся приобретением и прочих благ. Или не прав Христос, когда говорит: «//без мене не можете творити ничесоже//»? [[new:in:15:05|(Ин. 15:5)]] – Я думаю, что это во всех отношениях несомненно для навыкших мыслить право, потому что приобретение нами всякого блага бывает с Богом, чрез Бога и от Бога. Можно сказать, и с полным нравом, что слова: «**сейте себе в правду**» и следующие за ними относятся не к одним только служителям идолов, но и к тем, которые отступают от правой веры, внимают «//духовом//» лестным, в лицемерии демонском, и сожжены «//своею совестию//» [[new:1tim:04:01|(1 Тим. 4:1]][[new:1tim:04:02|-2)]]. Они, как пишет мудрейший Павел, сеют, стараясь о том, что касается ведения и любознательности, но не для дел правды, а для неправды и нечестия, «//прелщающе и прелщаеми//» [[new:2tim:03:13|(2 Тим. 3:13)]], «//биюще//немощную совесть» братий, за которых умер Христос [[new:1kor:08:12|(1Кор.8:12,]][[new:1kor:08:11|11)]]. Поэтому и собирают они не «**в плод живота**», а в наказание и суд. Соответственно сему и Христос сказал: «//иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей//» [[new:mf:18:06|(Мф. 18:6)]]. Итак, пусть любят истину: то есть свет ведения: так обретается Бог: отсюда произойдут для них плоды правды в «**живот**», соберется и вино, – не телесное, но мысленное и духовное, которое веселит сердце и ум. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 12-15 Вы знаете, что так соделано Мною; поэтому **сейте себе правду**, и **пожните уста милости. Но яко уповал еси** на пути свои и на силу свою; посему **возстанет пагуба в людех твоих, и вси города твои будут расхищены**; те города, на которые ты надеялся, как ограблен был Саламан, будут разграблены, начиная с Вефиля, за служение вефильским идолам, и притом без шума ратного; потому что не будет сопротивляющихся. **Якоже погибе князь Саламан от дому Иеровоамля во дни ратны матерь о чада разбиша. Тако** сотворит **вам** Вефиль **от лица неправды злоб ваших**. Такое сокрушение приготовится вам служением идолам вефильским. Ибо неправды ваши не заслуживают ли такого тяжкого суда, какой произнесен на вас? ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду** Чистота сердца - основа ведения, Если вы стараетесь достигнуть света духовного знания не из пустого тщеславия, а для очищения, сначала воспламенитесь желанием того блаженства, о котором сказано: //Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят// ([[new:mf:05:08|Мф 5:8]]), так чтобы вам можно было достигнуть и того, о чем говорит ангел пророку Даниилу: //И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда// ([[old:dan:12:03|Дан 12:3]]). //**Собеседования.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Сейте себе в правде, пожинайте устами милости; распахивайте у себя новину; время же взыскать Господа [настанет] тогда, когда придет Тот, Кто научит вас правде** Здесь продолжается аллегория, взятая из [жизни] земледельцев. [Господь] сказал, что Ефрем был телицею, приучившеюся любить и предпочитать всему молотьбу на гумне, что Он сел на шею его, что Иуда пахал и что Иаков разрыхлил борозды или глыбы. Теперь Он повелевает сеять себе уже покаяние, сеять в правде, то есть в законе, и пожинать в милости, то есть в благодати евангелия. Ибо там [cказано]: //око за око, зуб за зуб// [[old:ish:21:24|(Исх. 21, 24)]]; а здесь мы читаем: //аще тя кто ударит в десную ланиту, обрати ему и другую// [[new:mf:05:39|(Матф. 5, 39)]]. Посеяв же в правде и пожав в милости, распахивайте у себя новины с радостию. Указываются также и причины, почему должно сеять, почему пожинать, почему распахивать новины с радостию. //Время, говорит, взыскать Господа, когда придет// Христос и Спаситель, который //научит вас правде, //ожидаемой теперь в законе; потому что// кончина закона Христос в правду всякому, делающему добро// [[new:rim:10:04|(Рим. 10, 4)]]. Вместо сказанного нами: пожинайте устами милости LХХ перевели: собирайте плод жизни; но жатва более применима к семени, чем собирание (vindemia); плод же жизни означает тоже, что и дерево жизни. Вместо поставленного нами: распахивайте у себя новину, они перевели: возжигайте у себя свет знания в том смысле, что чрез соблюдение заповедей закона мы удостаиваемся получить знание согласно с тем, что говорится в одной книге: //возжелев премудрости, соблюди заповеди, и Господь подаст ю тебе// [[old:prsir:01:26|(Прем. Сираха 1:26)]]. Ибо кто соблюдает заповеди в своих делах, тот сеет в правде и будет пожинать плоды жизни. Поэтому и в другом месте мы читаем: //заповедь Господня светла, просвещающая очи// [[old:ps:018:09|(Псал. 18, 9)]]. И Исаия говорит к Господу: „заповеди Твои служат светом на земле“. И еще: //от заповедей Твоих разумех// [[old:ps:118:004|(Псал. 118, 4)]]. Также и тем, которые отделились от Церкви и ложно присвояют себе имя христиан, повелевается принести покаяние и принять оба Завета, сеять правду в Ветхом и пожинать милость в Новом, и возжигать у себя свет знания или распахивать у себя новины и взыскать Господа, который может научить их истинной, правде и отвергнуть ложных учителей, которые учат их не правде, а беззаконию. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** ===== Ориген ===== **Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду** Посмотри, сколь свята и сколь удивительна сама последовательность вещей. Не так, что сначала мудрость, а потом дела, но сначала должно иметь дела, а затем уже искать мудрость. <...> Не прежде мы должны учить других, чем самим стать обученными и разумными. И к этому прибавляется истина, ибо истина есть высшая мудрость. Наконец, и пророк сохраняет тот же порядок, когда говорит: **Сейте для себя в праведности, и пожните плод жизни, и просветите себя светом ведения**. Посмотри, он не говорит сначала: //просветите себя светом мудрости//, но - **сейте для себя в праведности**, и недостаточно просто посеять, но он говорит: **пожните плод жизни**, да сможете после этого исполнить то, что следует, затем: **просветите себя светом ведения**. **//Гомилии на Левит.//** [<10>]