[<10>] ====== Толкования на Ос. 10:13 ====== ===== Апостольские постановления ===== **Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих** Согрешающих не молчанием обходить должно, но обличать, вразумлять, изнурять, измождать постами, чтобы и в других вселить благоговение. В благоговении, сказано в Писании, воспитывайте сынов Израилевых. Ибо нужно, чтобы епископ чрез вразумление был и прогонителем грехов, и стражем праведности, и провозвестником уготованных Богом благ, и предвозвестителем имеющего быть на суде гнева, чтобы в случае небрежения о вертограде Божием, не услышать ему, за нерадение, сказанного у Осии: **Вы возделывали нечестие, едите плод лжи** (Ос 10:13). ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Вскую премолчасте нечестие, и неправды его обымасте, изъядосте плод лжив? яко уповал еси на оружие твое, во множестве силы твоея. И востанет пагуба в людех твоих, и вся ограды твоя погибнут, якоже (погибе) князь Саламан от дому Иеровоамля, во дни ратны матерь о чада разбиша: тако сотворю вам, доме Израилев, от лица неправды злоб ваших** Снова обвиняет в том, что вследствие влечения к пороку решились оставаться в покое тогда, когда этого совсем не следовало, и весьма неразумно молчали, когда естественно было Богу немало оскорбиться: когда, говорит, должно было, изгоняя со всею силою нечестие по отношению ко Мне, запретить советующим позорное, и, так поступая, достигнуть всякого блага, они молчали, приняли обычаи заблуждения: не было у них противодействующего нововводителям, не было такого, кто бы противополагал им предписания закона, приводил на память слова Божии, ибо написано: «//да не будут тебе бози инии разве мене//» [[old:ish:20:03|(Исх. 20:3)]], и еще: «//не сотвори себе кумира//»[[old:ish:20:04|(Исх. 20:4)]]. Но у них не было никакой речи об этом: они молчали, почитая нечестие, т. е. отступление. Поэтому они собрали плод соединенной с этим неправды, съели «**плод лжив**», т. е. имели надежду нетвердую и бесполезную, потому что – плод истинный, могущий спасти и пособить, это любовь к Богу и подвиги правды, а плодом лживым естественно считать плод нечестия, который всегда доводит до гибельного конца. Что же это за лживый плод, явившийся им от нечестия, немедленно поясняет, прибавляя: «**яко уповал еси на оружие твое, во множестве силы твоея, и востанет пагуба в людех твоих, и вся ограды твоя погибнут**». Ты, говорит, немало предавался нечестию, служа дереву и камням и оскорбляя единого, по естеству и истинного Бога: затем, когда была предсказана война и вошла уже в самые двери, ты не от Меня искал помощи, но вы доверялись собственным силам и множеству оружия и полагали, что одолеете вражескую силу, потому что вам для этого достаточно милости и помощи лжеименных богов. Вот это и будет для вас плодом лживым: пагуба постигнет людей, и всякий славный и укрепленный город будет разрушен, потому что чего не поставляет Бог, то всегда и во всяком случае упадет. То же может быть сказано и от нас, вернее же от Бога, к тем, которые охотно внимают безбожным еретикам и воображают, что изучают нечто служащее к жизни и разумению. Они «**премолчавают нечестие**», потому что терпеливо выслушивают злоречивых, хотя и обязаны были бы дать им самый сильный отпор. Поэтому они изведают свой собственный замысел и пожнут плоды неправды, именно: вкусят «**(плод) лжив**», принимая знание ложное и негодное, научаясь развращенному и тому, что стремится искажать красоту истины. А что вся их сила падет, низлагаемая Богом, и что они пойдут в погибель и пагубу, в этом, кто может сомневаться? В книге Судей написано, что Израильтяне некогда уклонились в след Ваалов и тем оскорбили Бога, и были преданы в руки Мадиама, на целых семь лет ([[old:sud:06:start|Суд. 6]] и дал.). Они подвернулись столь жестокому угнетению со стороны победителей, что уже стали жить в скалах, едва спасались, скрываясь в них, и искали защиты в неприступности места, потому что совсем не решались на битву. И случалось, что попавшиеся Мадианитянам были безжалостно умерщвляемы, причем вместе с несчастными матерями без всякой пощады губили и детей. Начальниками у них (Мадианитян) были Орив, Зив, Зевей и Салман. Бедствия продолжались до тех пор, пока Бог, умилосердившись над страждущими Израильтянами, воздвиг Гедеона, которого отец и жители прозвали Иероваалом по такой причине: по повелению Божию из уст ангела он тайно ночью разорил «олтарь Ваалов» и порубил «дубраву» его: когда же жители местечка, встав на заре, чтобы исполнить обычное, пришли к капищу, то увидели Ваала низверженным, рощу при нем порубленной и, зная уже боголюбие Гедеона, признали его виновным в этом деле: потом они пришли к отцу его и сказали: подавай сына своего, мы убьем его, потому что он сокрушил Ваала; тот на это сказал: вам ли мстить за Ваала? – Если он Бог, то пусть мстит за себя тому, кто сокрушил его. Поэтому Гедеон и прозван был Иероваалом, что значит: пусть Ваал мстит за себя. Итак, говорит, как Салман, предводитель народа Мадианитского, разбивал из дома Гедеонова, или Иероваалова, «**матерь о чада**», точно таким же образом, свирепо, бесчеловечно и без всякого сожаления, вождь Ассириян будет вести войну против вас и будет побивать мать вместе с детьми. Случится это по причине вашей порочности, потому что Бог всяческих, как праведный Судия, не карает напрасно, но если прегрешения Его оскорбляющих преступают всякую меру, то соответственно этому и посылает наказание. Если же боимся гнева, то всего лучше бояться грешить и как бы вызывать на негодование божественное и любвеобильнейшее естество, которое, можно сказать, вынуждается к этому преизбытком согрешений. – Следует заметить, что некоторые из прежних толкователей говорят, что не князь Мадианитян Саламан разбивал из дома Иероваалова, или Израилева (ибо по начальникам именуется целое), «**матерь о чада**», а напротив Гедеон в доме Саламана разбивал «**матерь о чада**». Но, думаю, более правильно и скорее находит себе подтверждение с точки зрения справедливости не это (мнение), а другое (вышеизложенное): как в то время, когда Израильтяне уклонились к Ваалам, их дети были убиваемы вместе с матерями от руки иноплеменников, так и теперь, когда Ефрем обратился к идолослужению, тоже будут убиваемы рукою варваров, т. е. Ассириян, вместе с родительницами и рожденные. Поэтому полагаю, что речь более сохранит правдоподобие и сходство между древним образцом и новейшими событиями, если именно так толковать смысл предложенного. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих** См. Толкование на [[old:os:10:12#prp_efrem_sirin|Ос. 10:12]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13–15 **Вы возделывали нечестие, пожинали беззаконие, ели плод лжи. Так как ты надеялся на пути твои, на множество сильных твоих, то произойдет смятение в народе твоем, и все укрепления твои будут разрушены, подобно тому как Салмана был истреблен домом того, кто отмстил Ваалу (или произвел суд над Ваалом) в день брани, когда мать была убита в след за детьми; это причинил вам Вефиль за крайнее нечестие ваше** Вопреки желанию я вынужден часто говорить о собственном значении еврейских слов, потому что я не ищу, подобно риторам, остроумных изречений и искусного построения слов, чтобы декламациями вызвать похвалы у своих слушателей или читателей, но стараюсь объяснить то, что представляется темным, в особенности для людей, говорящих на другом языке. Выше (ст. 11), где мы перевели Иуда будет пахать, в еврейском читается jeros с буквою иод в начале; но LХХ, смешав ее с вав, перевели: и умолчу. Также и теперь в еврейском написано аrаsthem, что́ мы перевели вы возделывали, но LХХ перевели почему вы умалчиваете вследствие такой же ошибки, как и выше, переведши словом молчать вместо возделывать. Смысл же этих слов следующий: Я прошел по шее Ефрема, упрямой телицы, любящей молотьбу, и Сам сел на шею, чтобы Иаков молотил на гумне и переносил солнечный зной, в то время как Иуда будет пахать и разрыхлять борозды. И Я увещавал их сеять в правде и пожинать в милости, и распахивать новины, давая знать им, что настанет время взыскать Господа, когда придет Тот, Кто научит их правде. Но не смотря на эти Мои повеления и не смотря на то, что Я желал, чтобы они с радостию получали с новин плоды правды и милости, они возделывали нечестие и нечестиво поступали в отношении к Господу, оставив Творца и служа идолам, и пожинали беззаконие, от худого семени получая худые плоды, из которых они делали хлеб, не только испеченный на золе, но ложный и обманчивый, который обманывал употребляющих его тщетною надеждою. Таковы еретики, которые возделывают и прикрывают искусною речью нечестие или умалчивают о нем, чтобы оно не казалось нечестием, но признавалось за благочестие. Так как они сказали в сердце своем: //несть Бог, то растлеша и омерзишася// [[old:ps:013:01|(Псал. 13, 1)]] и стали пожинать или собирать беззакония. Ибо как корень всех зол есть корыстолюбие [[new:1tim:06:start|(1 Тимоф. гл. 6)]], так корень всех грехов и преступлений есть нечестие, и кто будет возделывать или сеять его, тот пожнет беззакония. Таким образом они возделывали нечестие, пожинали беззакония и ели плод лжи, проповедуя всякого рода ложь обольщенным народам, чтобы они искали не истинного хлеба, сходящего с неба, а хлеба лжи, от которого давятся и гибнут питающиеся им. **Так как ты надеялся на пути твои, на множество сильных твоих, то произойдет смятение в народе твоем, и все укрепления твои будут разрушены, подобно тому как Салмана был истреблен домом того, кто отмстил Ваалу (или произвел суд над Ваалом) в день брани, когда мать была убита в след за детьми; это причинил вам Вефиль за крайнее нечестие ваше.** Вы ели плод лжи, и тщетная надежда обманывала вас во всех планах ваших; потому что ты, Ефрем, надеялся на пути идолослужения своего, – ибо таковы пути твои, – и на множество сильных твоих, возлагая надежду не на Бога, а на силу войска. Поэтому произойдет смятение в народе твоем, которое по-еврейски называется sаоn, то есть крик и шум войска, при кликах которого все укрепления твои будут разрушены, и то, что ты считал огражденным и находящимся в безопасности, будет открыто для врагов, и так будет истреблено, как был истреблен и сокрушен Салмана, князь мадианитян, убитый домом Иероваала [[old:sud:08:start|(Суд. гл. 8)]]. Без сомнения, этим указывается на Гедеона, который за то, что разрушил капище Ваала и вырубил рощу, при чем тот не мог отмстить за себя, получил наименование Иероваала, то есть пусть отмстит за себя Ваал [[old:sud:08:start|(Суд. гл. 6)]]. И как Салмана убивал детей пред глазами матерей их, убивая затем и самих матерей; так и твои дети, Ефрем, будут убиты пред твоими глазами, а после того также и ты сам будешь убит. Спрашивается: где написано, что Салмана убил мать в след за детьми? В книге Судей [[old:sud:08:start|(гл. 8)]] мы читаем, что Гедеон сказал князю мадиамскому: //как меч твой многих матерей лишал детей, так мать твоя между женами будет лишена сына// [[old:1ts:15:33|(1Цар. 15. 33)]]. Таким образом, как Салмана был истреблен Иероваалом, которого некоторые несправедливо считают за Иеровоама, сына Наватова, управлявшего десятью коленами, а по еврейскому тексту был истреблен Арбелом, означающим тоже самое, что и Иероваал, но в более краткой и ясной форме; то же причинил вам, Израиль, за крайнее нечестие ваше, Вефиль, в котором вы поставили золотого тельца и кланились богам египетским. Вместо Вефиля, что́ означает дом Божии, LХХ перевели дом Израилев, чего совсем нет в еврейском тексте. Мы, насколько могли, выбрались из мест, усеянных подводными камнями; теперь на всех парусах поплывем по глубокому морю аллегории. Так как ты, Ефрем, надеялся на пути или на колесницы твои, о которых написано: //сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего возвеличимся// [[old:ps:019:08|(Псал. 19, 8)]], и полагался на множество сильных твоих, которых ты делал сильными у себя в ложном знании; то произойдет смятение и шум в народе твоем. Ибо все то, что говорят еретики, это – не слова, выражающие мысль, а смятение, шум и крик. И все укрепления твои или то, что ограждено, **будут разрушены** (потому что они построены и укреплены не свидетельствами Писаний, а искусством диалектики и аргументами философов), подобно тому, как некогда Салмана был истреблен Гедеоном, когда мать была убита в след за детьми. Об его истории упоминает и восемьдесят второй псалом, когда в числе прочих князей мадиамских называет также и Салмана, говоря: сотвори им, Господи, (без сомнения, указывается на тех, которые заключили договор или завет против Господа), яко Мадиаму и Сисаре (ст. 10), и вскоре после того: положи, говорит, князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа, и Салмана, вся киязи их, иже реша: да наследим себе святилище Божие (ст. 12–13). В том же самом псалме описываются и вожди еретиков, пытавшиеся присвоить себе жертвенник Божий. Следующия же за тем слова: **это причинил вам Вефиль за крайнее нечестие ваше** собственно указывают на то, что причинил вождям еретиков Вефиль, который сами они ложно называют Вефилем, то есть домом Божиим, и Церковию, так что смысл [этих слов] следующий: это причинит вам церковь ваша, которую вы называете домом Божиим; но с того времени, как вы ее занимаете, она должна быть называема Бефавеном, то есть домом идола, по причине крайнего нечестия вашего. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** [<10>]