[<10>] ====== Толкования на Ос. 12:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст.3-5 **Во утробе запя брата своего, и труды своими укрепе к Богу, и укрепе со Ангелом, и превозможе** С пользою исчисляет достоинства Иакова, употребляя их для (большей) силы обличения тех, которые предпочли и мыслить и делать нечто другое: всегда зло обличается противоположением добра и изображением похвального обыкновенно осуждается ему противоположное. Поэтому словами «**во утробе запя брата своего**», желает показать, что Иаков с самых пеленок, даже до рождения был благороден, потому что, если и был этот поступок действием божественной силы (конечно, не скажем, что младенец в зародыше и в ложеснах сам собою запинал Исава), все-таки Бог внушил ему исполнение этого дела по предведению, что он будет хорошим (человеком): потому и говорил: «//возлюбих Иакова, Исава же возненавидех//» [[old:mal:01:02|(Мал. 1:2)]]. Это было по избранию благодати, когда Бог предпочел того, кто несомненно окажется лучшим, – опять-таки в предведении. Но так было в ложеснах. Когда же он пришел в возраст, лучше сказать – сделался мужем, «**труды своими укрепе к Богу**»: не изнемог, говорит, когда Бог промыслительно посылал (его) на тяжелые труды. В самом деле: не тяжело ли – покинуть отцовский очаг, уйти к Лавану, поступить в услужение и нести пастушеские труды? Итак обоюдно «**труды своими укрепе к Богу**», не сопротивляясь Богу, а, напротив, повинуясь и как бы превозмогая в исполнении повелений. Так, хотя Иакову было можно разбогатеть без труда и, оставаясь дома, жить в довольстве, Бог не оставил его без упражнения, но устроил то, что он, по причине страха пред Исавом удалившись в чужую страну и город, подъял огромный труд, (устроил) с тем, чтобы тот, сохранив и в самых скорбях истую любовь к Богу, по справедливости стал предметом удивления. Итак, «**укрепе труды своими к Богу**», но, говорит, и «**со Ангелом укрепе и превозможе**», ибо Ангел боролся с ним как бы в виде Бога. Тогда-то «отерпе» стегно его, однако божественный Иаков воздал насколько можно большую благодарность этой борьбе, ибо он говорил: «//видех Бога лицом к лицу, и спасеся душа моя//» [[old:gen:32:25|(Быт. 32:25,]][[old:gen:32:30|30)]]. Борьбой с Ангелом предуказывалось и таинство Христово, потому что потомки Иакова упорно противились Христу, которого пророческое слово наименовало великого совета Ангелом [[old:is:09:06|(Ис. 9:6)]]: одни не приняли от Него оцепенения, то есть искупления: другие же не исповедали, что они чрез Него и в Нем лицом к лицу узрели единого и по естеству и истинного Бога, ибо в Себе Еммануил указал нам Отца, говоря: «//видевый мене, виде Отца//» [[new:in:14:09|(Ин. 14:9)]]. Итак, способ борьбы прообразовал таинство, но событие Бог вменяет Иакову в заслугу. **Плакашася и молишася ми: в дому Моем обретоша мя, и ту глаголася к нему. Господь же Бог Вседержитель будет память его** Упоминает и другие события, показывая нам, что Иаков во всем был славен и знаменит. Так, в Бытии написано, что сыновья Иакова Левий и Симеон жестоко и бесчеловечно умертвили Сихемлян, пылая гневом из-за Дины, сестры своей, которую лишил девства Еммор, сын Сихема. Блаженный Иаков был поэтому в большом страхе и, ожидая немедленной гибели вместе с детьми и со всем домом, упрекал сделавших это и говорил так: «//ненавистна мя сотвористе, яко злу мне быти... живущым на земли, в Хананеах и Ферезеах: аз же мал есмь числом: и собравшеся на мя, изсекут мя, и истреблен буду аз, и дом мой//» [[old:gen:34:30|(Быт. 34:30)]]. Но юноши нимало не теряли смелости, ибо отвечали, говоря: «//аки блудницу ли возъимеют сестру нашу//?» [[old:gen:34:31|(Быт. 34:31)]] Но так как праведник был, как я сказал, в великом страхе, то он и прибегнул к Богу спасающему. После этого любящий праведников Бог обещал освободить его от опасений, и в непродолжительном времени, говоря: «//востав взыди на место Вефиль: и живи тамо, и сотвори тамо жертвенник Богу явльшемуся тебе, егда бежал еси от лица Исава брата твоего//» [[old:gen:35:01|(Быт. 35:1)]]. Затем блаженный Иаков, собираясь идти в Вефиль и вступить в дом Божий (Вефиль толкуется: «в дом Божий»), воззвал ко всему «//дому своему и всем иже с ним: поверзите боги чуждыя... от среды вас, и очиститеся, и измените ризы своя: и воставше взыдем в Вефиль, и сотворим тамо жертвенник Богу послушавшему мене в день скорбения, иже бе со мною, и спасе мя на пути, в оньже ходих. И вдаша Иакову боги чуждыя, иже бяху в руках их, и усерязи яже во ушесех их: и скры я Иаков под теревинфом иже в Сикимех: и погуби я до днешняго дне//» [[old:gen:35:02|(Быт. 35:2]][[old:gen:35:04|-4)]]. После этого божественный Иаков был благонадежен, потому что совершенно избавился от подозрения Сихемлян, так как Бог собственною силою утишил воздвигающих на него брань. Так, Священное Писание говорит далее: «//и бысть страх Божий на градех, иже окрест их: и не гнаша в след сынов Израилевых//» [[old:gen:35:05|(Быт. 35:5)]]. Когда же был воздвигнут жертвенник в Лузе (это и есть Вефиль), «//явися//, – говорит, – //Бог Иакову,... и благослови его,... и рече: аз Бог твой: расти, и множися: языцы и собрания языков будут от тебе, и царие от чресл твоих изыдут. И землю, юже дах Аврааму и Исааку, тебе дах ю..., и семени твоему по тебе дам землю сию//» [[old:gen:35:09|(Быт. 35:9]][[old:gen:35:12|-12)]]. Вот о каких событиях в настоящем случае напоминает нам пророческое изречение. Итак: от ложесн (рождения своего) Иаков был запинателем, вы же всегда сами запинаетесь, и отнюдь не запинаете греха. Он был весьма трудолюбив и в подвигах славен и чист пред Богом, а вы, услаждаясь отступлениями, не чтите Подателя вам всякого душевного блага. Отцы ваши, говорит, «**плакашася, и молишася ми**», – плакали и молились Мне, когда находились в опасности пострадать от чьего-либо навета, потому что от одного Меня ждали спасения: а вы укрепляете города и полагаете, что, может быть, даже если Я этого не желаю, вы спасетесь и одолеете противников. Те «**в дому обретоша ми**», потому что, как я сказал, Иаков восходил в Вефиль, и явился ему Бог, «**и ту глаголася к нему**» обетование благословения, как мы сейчас показали: вы же не ищете Бога в доме Его, но бежите, и очень охотно, в капища Ваала и испрашиваете не Божиих слов, а демонских прорицаний. Божественный Иаков, восходя в Вефиль, то есть в дом Божий, уничтожил идолов, а вы, напротив, в доме Божием поставили изваянного бога, потому что в Вефиле поставили золотую телицу. Вефиль же, как я говорил, толкуется: «дом Божий». Поэтому-то Бог говорит устами Иеремии о синагоге иудейской: «//почто возлюбленная в дому моем сотвори мерзость//?» то есть идола [[old:ier:11:15|(Иер. 11:15)]] Божественный Иаков повелел восходящим в дом Божий очиститься и даже переменить одежды, а вы являетесь скверными и нечистыми и ходите в дом Божий с немытыми ногами: неужели, говорит, не краснеете? – А вследствие того, что Иаков был таков, поэтому и «**Господь Вседержитель будет память его**», значит, – сохраняется в памяти Божией и имеет неувядаемую славу, потому что Бог прославляет любящих Его. Итак (скажу опять нечто потребное для назидания) заслуги отцов осуждают нас, если мы не будем единомысленны с ними и не украсимся одинаковыми поступками и подвигами. Осуждены же будете не за то только, что погубили собственную душу, но и за то, что как бы посягнули на славу отцов и посрамили благородство предков. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Во утробе запя брата своего.** Иаков по совету матери своей **запя брата** и восхитил у него благословление первородства. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом** См. Толкование на [[old:os:12:02#blzh_ieronim_stridonskij|Ос. 12:2]] =====Лопухин А.П.===== Ст. 3-4 **Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами** //Воспоминание о праотце Иакове// В [[old:os:12:04|ст. 4-5]] пророк вспоминает об Иакове, по имени которого он в ст. 3 назвал народ. Упоминание пророка о проатце eвpeйского народа понимают различно. По мнению некоторых комментаторов (Умбрейт, Гитциг, Новак), пророк хочет сказать, что с самого начала, еще в лице своего родоначальника, запинавшего брата своего и боровшегося с Богом, Израиль проявлял обман и насилие ([[old:gen:25:26|Быт XXV:26]]; [[old:gen:32:25|XXXII:25-29]]). Но плач и мольбу Иакова (//"плакал и умолял Его"//) пророк не мог считать выражением //хитрости или насилия// со стороны Иакова. Поэтому другие толкователи понимают упоминание пророка об Иакове в ином смысле, именно в том, что своим стремлением к первородству и к получению через это благословения Божия, и своей борьбой с Богом, в которой Иаков победил через плач и мольбу, "праотец оставил пример подражания и залог спасения для тех, которые носят его имя" (Бродович). Вместо слов //возмужав// (beono - в крепости, постигнув силы) //боролся с Богом// в слав.: //"труды своими укрепе к Богу"//; евр. sarah бороться, состязаться ([[old:gen:32:28|Быт XXXII:28]]) LXX перевели через eniscuse - пришел в силу, укрепился. //Он боролся с Ангело//м - именно с Ангелом Иеговы, который есть не кто иной, как сам Бог или божественный Логос в его ветхозаветном действовании (А. Глаголев, Ветхозаветное библейское учение об Ангелах К. 1900). //Плакал и умолял Его// (в слав. //"Ми"//): полагают, что пророк восполняет здесь повествование кн. Бытия ([[old:gen:32:24|Быт ХXXII:24-29]]) на основании слов самого же Бытописателя: Иаков сказал //"не отпущу тебя, пока не благословишь меня"//. В Вефиле он нашёл нас, и там говорил с нами. Речь идёт о патриархе Иакове, но Иаков рассматривается как носитель всего Израильского народа; поэтому пророк и употребляет местоимение 1-го лица, мн. ч. (//нас//, с нами). Мысль пророка та, что данные в Вефиле Иакову, по возвращении его из Месопотамии обетования принадлежат и народу Израильскому. - LXX поняли слова пророка прямо о народе и потому перевели: //"в дому онове// (= в Вефиле) //обретоша Мя"//. - Один из новых комментаторов (Гоонакер) считает ст. 3-4 народной песнью, в которой говорится о славе Израиля и которую пророк влагает в уста народа. Дальнейшие слова - ответ пророка на эту песню. [<10>]