[<10>] ====== Толкования на Ос. 12:9 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 9-10 **Аз же Господь Бог твои изведох тя из земли Египетски: аще вселю тя в кущах, якоже день праздника и возглаголю ко пророком, и аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся** Наименовал Ефрема Ханааном, ясно изобличая, как я сказал, что он ненавидит «**милость и суд**», напротив предпочитает корысть, несправедливость и всякий вид неправды. Но вот теперь старается показать, что он не только был таков для людей, – даже приближаться к Богу отказывался чрез свои дела. Таким образом обвиняет его за то, что он не познал Искупителя, безумствами своими оскорблял изведшего из дома работы «//знамении и чудесы//», силою великою и «//мышцею высокою//» [[old:ier:32:21|(Иер. 32:21)]], ибо Я, говорит, вывел вас из Египта. Словом «//вывел//» приводит к воспоминанию о том, что совершилось с ними до того времени, когда вступили в землю, обещанную святым отцам. События же эти были неисчислимы и превосходили всякое удивление. А что для них неизвинительно забвение об этом, показывает, прибавляя: «**еще вселю тя в кущах, якоже день праздника**». Что это значит, сейчас узнаешь. Закон Моисеев повелел в седьмой месяц, в пятнадцатый день (месяца) совершать праздник кущей. Какая его причина, изъяснил нам сам законодатель, говоря о празднике кущей в книге Левит: «//в месяц седмый празднуйте его: в кущах да пребудете седмь дней: всяк туземец Исраилев да пребудет в кущах: яко да уведят роды вашя, яко в кущах вселих сыны Израилевы, внегда извести мне их из земли Египетския: аз Господь Бог ваш//» [[old:lev:23:41|(Лев.23:41–43)]]. Итак, совершали празднование в воспоминание исхода из Египта. Потом, говорит: как ты мог забыть Меня, изведшего тебя из Египта, даже доселе бывая под кущами и в этом имея для себя повод к празднованию, ибо «**еще вселю тя в кущах, якоже в день праздника**». «**Вселю**» говорит вместо «вселяю» или заставляю жить в кущах во дни соединенного с этим празднования. Посему забвение неизвинительно. Но, может быть, ты старался узнать что-либо из будущего и желал полюбопытствовать насчет своих дел: так, зачем же тебе было нужно ходить к лжепророкам Ваала или лжеименных богов, вместо того, чтобы, напротив, благоразумно помнить, что Я «**возглаголю ко пророком, и аз видения умножих**», то есть: от Меня будет всякое слово пророческое, и было уже, – а не от иного кого из твоих лжеименных богов, ибо Мне одному будет принадлежать и видение будущего и память о прошлом. Но, говорит, чтимые у вас лжепрорицатели и лжепророки подражали Мне, – это означает: «**в руках пророческих уподобихся**». Ты добивался от них знания будущего: посему они, подделываясь под Мои слова и подражая делам Моих пророков, изрыгали тебе от собственного сердца. Так, пророк Иеремия возложил на выю свою клады деревянные, потому что Бог повелел это сделать [[old:ier:27:02|(Иер. 27:2)]]. Но лжепророк Анания, противоборствуя словам его, взял и сокрушил клады и сказал: тако «//рече Господь//»: «//сокруших// храм //царя Вавилонского//» [[old:ier:28:02|(Иер. 28:2)]]. Это и есть, как я сказал, «**в руках пророческих уподобихся**». Итак, это укор Ефрему в том, что он, хотя имел в празднике кущей ясное напоминание об исходе из Египта, все-таки забыл Бога и что не Его больше искал, как глаголющего к пророкам и умножившего видения, а напротив внимал обольщениям лжепророков, в своих словах и действиях подражавших божественным. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 9–10 **И, Господь Бог твой, выведший тебя из земли египетские, опять поселю тебя в кущах, как из дни праздники, и Я говорил пророкам и умножил видение и уподоблялся чрез пророков** Ты столько согрешил, что радовался преступлению, и множество грехов считал богатством и говорил: я разбогател, нашел идола для себя, во всех трудах моих не могут найти грехов моих. Но Я, **Господь Бог твой, выведший тебя из земли египетской**, когда ты был в рабстве у Фараона и строил города из глины и соломы [[old:ish:05:start|(Исх. гл. 5)]], опять даю тебе место для покаяния и чрез великие обетования увешаю тебя обратиться во Мне, ибо Я дам тебе возможность сидеть, как во дни праздника. Днем праздника называет праздник кущей, в пятнадцатый день седьмого месяца, когда сыны Израилевы вышли из Египта. Как в то время, говорит, Я избавил тебя из Египта, и ты жил в кущах, спеша отправиться в святую землю и к месту для храма; так и теперь Я избавлю тебя от скорби, бедствий и угрожающего плена, если, впрочем, ты будешь исполнять заповеди Мои. Ибо Я – Тот, Который чрез всех пророков и различные роды видений уподоблялся людям и призывал тебя в покаянию. Не человеческое ли это уподобление, когда Моисей, поднимая руки к небу, молится, чтобы Иисус победил Амалика [[old:ish:17:start|(Исх. гл. 17)]], и этим изображает таинство креста? Не уподобляется ли Бог чрез пророков, когда Иова три дня и три ночи остается во глубине, предзнаменуя воскресение Господа в третий день из преисподней? Об умножении же видений мы читаем у всех пророков. Так, Иезекииль видит Господа, сидящего на херувимах подобно вознице [[old:iez:10:start|(Иезек гл. 10)]]. И Исаия говорит: //видех Господи, седяща на престоле высоце и превознесеине, и серафими два вокруг Его, и взываху друг ко другу: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф// [[old:is:06:start|(Исаии 6, 1–3)]]; и Аввакум стоял на сторожевой башне, еже видети рози в руках Спасителя [[old:avm:02:start|(Аввак. 2, 1; 3, 4)]], в которых сокрыта сила Его. Поэтому и псалмоцевец взывает: //услышу, что речет о мне Господь Бог// [[old:ps:084:04|(Псал. 84, 4)]]. Впрочем, мы должны знать, что всякое пророчество называется в Священных Писаниях видением. //И вси людие//, говорится в них, //зряху глас// Господа [[old:ish:20:18|(Исх. 20, 18)]]. Поэтому и пророки прежде назывались видящими. Также к тем, кои обольщены еретиками, говорится, чтобы они обратились к Господу, который более желает покаяния, нежели смерти грешника [[old:iez:18:start|(Иезек. гл. 18)]]; ибо Он Сам вывел их из земли египетской, то есть из тьмы и заблуждения языческого. А чтобы они, помня о грехах, не обратились слишком поздно, Он говорит: опять поселю вас в кущах, как во дни праздника, так что следствие крещения будет следствием покаяния, и они поселятся в кущах Спасителя, то есть в церквах, о которых говорится: //насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут// [[old:ps:091:14|(Псал. 91, 14)]]. Но чтобы ересиархи и стоящие во главе заблуждения не воображали, что они говорили по внушению Духа Божия, Он говорит: **Я говорил пророкам**, а не учителям вашим, и **Я умножил видения и уподоблялся чрез пророков** Моих, поставленных в Церкви. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== **А Я, Господь Бог твой от самой земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника** Израиль гордился тем, что он разбогател своим трудом. Но в действительности - Господь от времен исхода из Египта, есть единственный источник благоденствия Израиля. И за то, что народ забыл это, он будет наказан. //Поселю тебя в кущах, как во дни праздника.// Не вполне ясно, содержат слова пророка угрозу или утешение. Пророк, по-видимому, говорит о празднике Кущей, когда Израильтяне должны были жить в кущах в воспоминание того, что Бог поселил их в кущах после изведения из Египта ([[old:lev:23:42|Лев ХХIII:42-43]]). Пребывание в кущах, т. о. напоминало народу и о тяжелом странствовании по пустыне, и о благодетельном чудесном водительстве Божием. Поэтому в ст. 9 образное выражение может быть понимаемо в том смысл, что народ постигнет божественное наказание, он будет вновь как бы отведен в пустыню, но у него не отнимается надежда и на божественное водительство (Бродович). [<10>]