====== Толкования на Ос. 12:14 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Разгнева мя Ефрем и возъяри мя: и кровь его на нем пролиется, и укоризну его воздаст ему Господь** Здесь со всею силою старается показать нам, что предпочтение быть под властью царства человеческого было для Израильтян печально, опасно и пагубно. Вот, говорит, Ефрем, то есть – происходивший из колена Ефремова Иеровоам, Меня, Владыку всяческих, «**разгнева и возъяри**» и вызвал на всякого рода негодование, измыслив телиц и окружив их Мне принадлежащим почетом. Поэтому он сам сделался виновником своей гибели: на него падет кровь его. Но так как он, когда поставил телиц в Вефиле и Дане, обратился к Израильтянам с словами: «//довлеет вам восходити в Иерусалим: се бози твои Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския//» [[old:3ts:12:28|(3 Цар. 12:28)]], то за это, говорит, и со всею справедливостью, по суду Моему потерпит наказание за «**укоризну**», потому что осмелиться приписать бездушным вещам совершенные Богом славные и досточудные дела есть прямо-таки поношение и, бесспорно, укоризны Ему. Итак по укоризне самого Ефрема, то есть – соразмерно его хульным и нечестивым речам, будут определены наказания. Именно, как Бог лишен Ему одному приличествующей славы делом ли то, или словом, так и тот лишен будет собственной власти, потому что со временем прекратится царство Ефремово: как я уже говорил ранее, по возвращении из Вавилона уже никто не царствовал в Самарии над десятью коленами, и в Иерусалиме все находились под властью одного из царствовавших некогда потомков Иудиных. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Горько раздражил Меня Ефрем, и кровь его падет на него, и поношение его обратит на него Господь его** Я осыпал Ефрема благодеяниями: он был нагим, изгнанником и одиноким, а Я сделал его богатым, властителем и отцом многих детей. Но Ефрем оставил и раздражил Меня и причиненными Мне огорчениями сделал Меня, кроткого, раздражительным. Поэтому кровь его падет на него, то есть он сам будет виновником своей смерти сообразно с тем, что́ говорит Давид возвестившему о смерти Саула и сказавшему об умерщвлении им царя израильского: //кровь твоя на главе твоей// [[old:2ts:01:16|(2Цар. 1, 16)]]; это не вследствие моего решения, но за кровь Саула пролита твоя кровь. Следующие же затем слова: **и поношение его обратить на него Господь** имеют такой же смысл, как слова, сказанные Нафаном Давиду: так как ты этим делом, то есть преступлением, совершенным чрез умерщвление Урии, подал повод врагам хулить имя Господне [[old:2ts:12:14|(2Цар. 12, 14)]], то хулы и поношения, которым из-за тебя подвергался Господь, обратятся на твою голову. Еретики постоянно раздражают преблагого Господа, и Того, Кто более желает покаяния, нежели смерти грешника, вынуждают, чрез свое жестокосердие, наказывать их, и пролитая ими кровь, как своя собственная, так и многих других, падет на голову их, и те хулы и поношения, которыми они осыпали Господа, Господь их обратит на них, не потому что Он продолжает быть их Господом, но потому, что Он прежде был Господом их. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** [<10>]