[<10>] ====== Толкования на Ос. 13:4 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 4-6 **Аз же Господь Бог твой утверждаяй небо, и созидаяй землю, егоже руце создасте все воинство небесное, и не показах ти их, еже ходити вслед их: и аз изведох тя из земли Египетския, и Бога разве Мене да не познаеши, и спасающаго несть разве Мене. Аз пасох тя в пустыни на земли ненаселенней, на пажитех их, и насытишася до исполнения, и вознесошася сердца их, сего ради забыша Мя** Всегда, кажется, безобразие лжемудрования изобличается тем, что выставляется на вид истинное ведение и подобно свету воссиявает во время ночи и тьмы слово, наставляющее к правым помыслам. Посему обличает Израильтян в том, что они, исполнившись крайнего бессмыслия и дойдя до высшего предела несчастья, стали чтить «**слияние**» и «**дела художников**», минуя истинного и по естеству Бога, и говорит, что Он – утверждающий небо, укрепляющий и землю и творец звезд, порицает за то, что они, оставив как мечту возможность познания Творца из творений, сделали их поводом к собственному обольщению. Но не за тем, чтобы бесчестили Божественную славу, появилось то, что у земнородных возведено было на степень богов, а за тем, чтобы, как говорит Священное Писание, «//от величества и красоты созданий сравнительно//» [[old:prs:13:05|(Прем.13:5)]] ум рассудительных восходил к постижению соответствующей силы и мудрости Творца. Итак Создатель не показал нам твари, чтобы мы покланялись ей, и даже наперед засвидетельствовал чрез Моисея, говоря: «//да не когда воззрев на небо, и видев солнце и луну и звезды, и всю красоту небесную, прелстився поклонишися им, и послужиши им, яже раздели Господь Бог твой всем языком, иже под небесем//» [[old:vtor:04:19|(Втор. 4:19)]]. Они же предназначенное к указанию времен и поставленное в виде светил [[old:gen:01:14|(Быт. 1:14]][[old:gen:01:18|-18)]] именовали богами, дерзнули им покланяться и, ища еще более позорного, чем это, стали, – несчастные, – почитать за богов слияния и дерево, поклоняясь искусству медников и древоделей. **И аз изведох тя из земли Египетския, и Бога разве Мене да не познаеши, и спасающаго несть разве Мене. Аз пасох тя в пустыни на земли ненаселенней, на пажитех их.** В этих словах великое обличение бесчувствия и виды помощи поставлены рядом, чтобы показать степень неблагодарности Израильтян. Обличает же, как и полагаю, не за неведение, как поступить, но за то, что по величайшему лукавству и ухищрению уклонились к бесчувственности и, так сказать, приведены были к забвению того, о чем всегда надлежало помнить. Именно: проклятый Иеровоам, воздвигнув им телиц, говорил: «//се бози твои Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския//» [[old:3ts:12:28|(3 Цар. 12:28)]]. Они же, хотя и знали, что это было у них делом не другого кого, а Бога, приносили благодарственные жертвы рукотворенным телицам и, не знаю как, убеждали друг друга приписывать им превосходнейшие деяния Божии. Поэтому как бы отрезвляет их, как опьяневших от вина Содомского [[old:vtor:32:32|(Втор. 32:32)]], говоря, что Он, очевидно, есть и изведший из дома работы [[old:ish:13:14|(Исх. 13:14)]], и повелевший чрез Моисея: «//да не будут тебе бози инии разве мене//» [[old:ish:20:03|(Исх. 20:3)]], и что Он один спасающий и без усилия совершающий все, что хочет, Он – питавший в пустыне [[old:vtor:01:31|(Втор. 1:31)]], отверзший источники вод [[old:chis:20:start|(Чис. 20)]] «//во земли пусте и непроходне и безводне//» [[old:ps:062:02|(Пс. 62:2)]], ниспославший манну ([[old:ish:16:start|Исх. 16]] и др.). дарующий с неба «//хлеб ангельский//» [[old:ps:077:25|(Пс. 77:25)]] и подобно доброму пастырю питающий до сытости «//на пажитех их//», или по станам их (Ср. [[old:chis:33:02|Чис. 33:2]]), потому что Израильтяне в пустыне не терпели нужды ни в чем добром, хотя переходили с места на место и пребывали в земле непроходимой и бесплодной. Итак должно всегда помнить, что мы получили от Бога, и стараться как можно далее от своего ума держать забвение об этом, как источник гибели и как раздражающее до негодования подателя всякого нашего благоденствия – Бога, ибо неблагодарный есть и хульник [[new:2tim:03:02|(2 Тим. 3:2)]], как мудро сказал некто. Подобно тому, как наиболее опытные врачи, весьма тщательно исследуя причины болезней, стараются их прекратить, пособиями искусства, таким же, думаю, образом и Бог, всяческих, взирая внутрь ума и сердца, испытывает причины наших недугов, а затем пользует занемогший ум приличными лекарствами. Посему обвиняет Израильтян в том, что вследствие великого счастья пришли в забвение о Том, Кто им подавал все средства к жизни и все то, что могло служить к просвещению, хотя закон ясно возвещал: «//вонми себе, не забуди Господа Бога твоего, еже не сохранити заповеди его, и судьбы, и оправдания его, елика аз заповедаю тебе днесь: да не когда ядый и насытився, и домы добры соградив, и вселився в ня, и овцам твоим, и волом твоим умножившымся тебе, сребру и злату умножившымся тебе, и всем елика тебе будут умножившымся тебе, вознесешися сердцем твоим, и забудеши Господа Бога Твоего, изведшаго тя из земли Египетския, из дому работы: проведшаго тя сквозе пустыню великую и страшную ону, в ней же змии угрызающыя, и скорпии, и жажда, в ней же не бяше воды//» [[old:vtor:08:11|(Втор. 8:11]][[old:vtor:08:15|-15)]]. Действительно, роскошь и надмение нежданными почестями чуть ли не всегда имеет свойство приводить нас к забвению Бога и силу повергать ум человеческий во все, что ни есть неразумного. Для доказательства, думаю, достаточно Израиля, который наслаждался всеми радостями счастья и в этой полноте счастья нашел для себя повод к столь ужасному недугу. Итак довольство есть дело опасное и трудное и как бы некий легкий путь к отступлению от Бога: гораздо лучше скорбь в меру. Порукою для нас в этом будут изречения святых. Так, некто говорил: «//Господи, в скорби помянухом тя, в скорби мале наказание твое нам//» [[old:is:26:16|(Ис. 26:16)]]: а мудрейший Павел полагал скорбь как бы корнем и источником всякого блага для нас, говоря: «//скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит//» [[new:rim:05:03|(Рим. 5:3]][[new:rim:05:05|-5)]]: и божественный Давид в одном месте поет: «//благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием твоим//» [[old:ps:118:071|(Пс. 118:71)]]. //**Толкование на пророка Осию.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Но Я - Господь Бог твой от земли Египетской, - и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет спасителя, кроме Меня** Господом Христом все сотворено, и потому надлежащее имя Ему - Творец. Не убывает в Нем ни природа, ни имя действия Его. Свидетель нам - Мелхи- седек, в этих словах именующий Бога Творцом небес и земли: //благословен Авраам от Бога Всевышнего, Который сотворил небеса и землю// ([[old:gen:14:09|Быт 14:19]]). Свидетель и Осия пророк, у которого говорится: **Я - Господь Бог твой, сотворивший небо и землю, чьи руки создали все воинство небес**. Свидетель и Петр, который пишет так: //да предадут Ему, как верному Создателю, души свои// ([[new:1pet:04:19|1 Пет 4:19]]). Как назовем мы Мастера, все это сотворившего? Какое имя найдем для Бога нашего? Он наш Творец, Он Творец всего воинства небесного. //**О Троице.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4-5, 8 **Аз Господь Бог твой изведох тя из земли египетския. Аз пасох тя в пустыни на земли ненаселенней.** Но хотя и спас Я тебя из Египта; **срящу их, аки медведица**, от голода похищающая добычу, - когда пойдут они в Ассирию. **И разрушу соключение сердец их**, рассыплю замыслы сердец их, и противными их замыслам событиями покажу, что суетны были их надежды. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4–6 **Но Я Господь Бог твой, выведшии тебя из земли египетской, и ты не должен знать другого боги, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня. Я признал тебя в пустыне, в земле необитаемой. Имея пажити, они напитались и насытились, и превознеслось сердце их, и они забыли Меня** Cказав выше [[old:os:12:12|(гл 12, ст. 12]]–[[old:os:12:13|13)]]: //убежал Иаков в страну сирийскую, и служил Израиль за жену, и за жену стерег [овец]; чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка он был спасен//. Он также и теперь напоминает об оказанных им благодеяниях: **Я Господь Бог твой, выведший тебя из земли египетской** и давший тебе повеление чрез Моисея [[old:vtor:08:start|(Втораз. гл. 8)]]: //берегись, чтобы, едя и насыщаясь, не забыл ты Меня, Господа Бога твоего, выведшего тебя из земли египетской, потому что нет другого бога, кроме Меня, и никто другой не может спасать. Я, создавший все, признал или пас тебя в пустыне и в земле необитаемой, где был недостаток во всем и где не было воды, Я дал тебе манну с неба и источил источники воды из крепкого камня//. Но они, согласно с тем, что в другом месте написано: уты, утолсте, разшире и отвержеся возлюбленный [[old:vtor:32:15|(Втораз. 32, 15)]], также и теперь ели и насытились, и надмилось сердце их, и забыли они Того, благодеяния которого должны были помнить. Ибо чрез столь обширную пустыню, где не только плоды, деревья и виноградные лозы, но даже и трава не растет и где вода не умеряет солнечного зноя, Израиль в продолжение сорока лет не мог бы достигнуть страны Иорданской, если бы Господь ее снабжал его всем. Господь вывел из земли египетской, из дома рабства и из печи железной также и еретиков, которые прежде служили царю Фараону и вождям его, и по обращении их к Церкви, Он заповедал им, чтобы они не знали другого бога, кроме Того, Который все сотворил и Который может спасти сотворенных Им. Он признал их и нас в земле пустынной, так что они могут сказать: //Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя// [[old:ps:022:01|(Псал. 22, 1]]–[[old:ps:022:02|2)]]. И дал Он им хлеб ангельский, манну с неба, которой они никогда не ели в Египте, и воду из следовавшего за ними камня. Камень же, по апостолу (1 Кор. гл. 10), есть Христос. Они ели и насытились, но не могли переварить пищи Господней. Им тот же апостол говорит: //се сыти есте, се обогатистеся, без нас воцаристеся, и о дабы воцарилися есте, да и мы быхом с вами царствовали// [[new:1kor:04:08|(1Кор. 4, 8)]]. Ибо они ели в священных Писаниях хлеб, сходящий с неба, и говорили с Давидом: //безвестная и тайная премудрости Твоей явил еси ми// [[old:ps:050:08|(Псал. 50, 8)]]. Напитавшись и насытившись, они возвысили сердце свое против Создателя и измылили себе другого бога, относя все то, что они пили и ели, к своим заслугам, а не к милосердию Божию. Поэтому они забыли Бога, повелевшего им привязывать слова закона между глаз, к рукам и к краям одежд, чтобы они никогда не забывали Бога своего. **//Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.//** =====Лопухин А.П.===== **Но Я - Господь Бог твой от земли Египетской, - и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет спасителя, кроме Меня** Пророк, как и в гл. XII:9-10 напоминает о милостях Иеговы к Израилю. Я признал (jedathicha) //тебя//: (слав. пасох тя); употребленный пророком гл. выражает мысль о любви и отеческой попечительности, с которыми Иегова отнесся к Израилю в пустыне. В ст. 4 греч. и слав. текст имеет добавление к подлинному, не встречающееся в других переводах (слова: //"утверждаяй небо и созидаяй землю, Его же руце создасте все воинство небесное, и не показах ти их, еже ходити вслед их: и Аз изведох тя из земли Египетския"//). Слова эти предстааляют без сомнения глоссу, вошедшую в текст с полей. [<10>]