[<10>] ====== Толкования на Песн. 1:5 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла** См. Толкование на [[old:pp:01:04#svt_grigorij_nisskij|Песн. 1:4]] ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла** **Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня** [[old:pp:01:05|(Песн. 1:5)]]. Известно, что при зарождении Церкви, когда проповедана была слава Спасителя нашего, одни из иудеев уверовали, другие - нет; но те, которые уверовали, сподобились от неуверовавших презрения, и претерпели преследование, и судимы были за то, будто они уклонились на путь язычества. С тех пор Церковь во имя их взывает против тех, кто не обратился: //Дщери Иерусалимские! черна я, но красива// [[old:pp:01:04|(Песн. 1:4)]]. //**На Песнь Песней.**// ---- Потому святая Церковь хорошо говорит о слабых своих членах: **Поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла** [[old:pp:01:05|(Песн. 1:5)]]. Ибо виноградные лозы суть наши действия, которые мы совершаем в ежедневном нашем труде. Но будучи поставлены стражами виноградников, мы не сохраняем нашего винограда, потому что когда мы запутываемся во внешних действиях, тогда небрежем об исполнении нашего долга. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Свт. Григорий Эльвирский ===== **Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла** **Не смотрите на меня**, - говорит она, - **ибо солнце не коснулось меня** (ср.: [[old:pp:01:05|Песн. 1:5]]). Христа //солнцем// назвал пророк Иезекииль, говоря: //А для вас, благоговеющие пред// Господом, //взойдет Солнце правды// [[old:mal:04:02|(Мал. 4:2)]], которое есть Христос. Ведь до пришествия Сына Божия //черна// была, как говорил я уже часто, Церковь из язычников, поскольку не верила ещё в Него; но как только просвещена была истинным солнцем - Христом, сделалась несравненно //красивою// и прекрасной настолько, что сказал ей Дух Святой через Давида: //И возжелает Царь красоты твоей// [[old:ps:044:12|(Пс. 44:12)]]. //**На Песнь Песней.**// ===== Сщмч. Александр Глаголев ===== **Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла** См. Толкование на [[old:pp:01:04#sschmch_aleksandr_glagolev|Песн. 1:4]] ===== Ориген ===== **Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла** //Сыны матери моей враждовали против меня// ([[old:pp:01:05|Песн. 1:6]]; LXX). Должно размыслить о том, каким образом невеста говорит: //Сыны матери моей враждовали против меня//, и когда началась против нее эта вражда братьев. Посмотри на Павла, гонителя Церкви, и ты поймешь, каким образом сын ее матери враждовал против нее. Гонители Церкви принесли покаяние; противники ее, возвратившись опять под знамена сестры, проповедовали веру, которую прежде опровергали. Воспевая это ныне в пророческом духе, невеста говорит: //Они враждовали против меня//, **поставили меня стражем в виноградниках, виноградника моего я не устерегла**. Я, Церковь, я, невеста, я, непорочная, поставлена от сыновей моей матери, которые некогда враждовали против меня, стражем весьма многих виноградников. Будучи занята этою заботою и попечением, я, охраняя много виноградников, не сохранила своего собственного виноградника. Отнеси это к Павлу и всякому другому из святых, пекшемуся о спасении всех, - и ты увидишь, каким образом невеста, не охранив своего виноградника, оберегает виноградники других, каким образом, чтобы приобресть других, сам Павел в некоторых отношениях терпит вред и, будучи свободен от всех, сделал себя самого рабом, чтобы приобресть всех: //Для немощных я сделался немощным, для иудеев - иудеем, для тех, которые были под законом, как бы подзаконным// [[new:1kor:09:20|(1 Кор. 9:20)]], и далее. Вот почему невеста говорит: **Виноградника моего я не устерегла.** Потом невеста видит жениха, который, будучи замечен, удаляется. И часто, во время целой песни, он это делает, чего, если кто-либо сам не испытывает, не может понять. Часто, Бог свидетель, я видел, что жених приближается ко мне и находится со мною очень долго; но, когда вдруг он уходит, я уже не могу обрести того, чего искал. Поэтому я опять желаю его пришествия, и иногда он опять приходит: но когда он явится и будет обнят руками моими, то снова исчезает, и, когда исчезнет, снова ищется мною; и я часто это делаю, пока истинно не удержу его и не взойду, опираясь на брата своего. //**На Песнь Песней.**// См. также Толкование на [[old:pp:01:04#origen|Песн. 1:4]] ===== Примасий ===== **Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла** См. Толкование на [[new:otkr:09:01#primasij|Откр. 9:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла** См. Толкование на [[old:pp:01:04#lopuxin_ap|Песн. 1:4]] [<10>]