[<10>] ====== Толкования на Песн. 1:12 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 12-13 **Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских** Место расположения сердца, как говорят наблюдатели подобных вещей, - между грудей. Там, в том месте, говорит невеста, есть у нее узелок, где хранится доброе сокровище. Но, говорят, что сердце есть и некий источник в нас теплоты: из него по бьющимся артериям во все тело разделяется теплота, от которой телесные члены, согреваемые огнем сердца, делаются теплыми и исполненными жизни. Потому принявшая во владычественный ум благоухание Христа и сердце свое соделавшая узелком для такового фимиама, все отдельные житейские предначинания, как члены некоего тела, приуготовляет исходящим из сердца духом, чтобы они кипели и никакое беззаконие ни в одном телесном члене не охлаждало любви к Богу. //**На Песнь Песней.**// См. также Толкование на [[old:pp:01:08#svt_grigorij_nisskij|Песн. 1:8]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 12-13 **Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских** По этой причине должно быть ясно для твоего ума, что древо смоковницы есть прообраз закона, так же как и то, что виноградная гроздь предызображает Спасителя, как говорит Церковь в Песни Песней: **Как кисть кипера брат мой** (ср.: [[old:pp:01:13|Песн. 1:13]]). Конечно, невозможно быть Христу без закона или закону без Христа, ибо, как мы говорили, закон наблюдается в Евангелии, Евангелие же есть исполнение закона. **//Проповеди.//** ===== Сщмч. Александр Глаголев ===== **Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает** См. Толкование на [[old:pp:01:11#sschmch_aleksandr_glagolev|Песн. 1:11]] ===== Прп. Нил Синайский ===== Ст. 12-13 **Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских** //Нардом// называет Его [Соломон] из-за распростершегося во всем чудотворения и доброделания, а //мирровым пучком// - из-за страдания, смерти и бесславия, явленного на кресте, поскольку, как в пучке, в теле Он собрал бездействующую силу Божества Своего. Ибо одно - верить творящему чудеса и прославляемому, и распятому, а другое - погребенному и почитаемому мертвым. Ведь людям свойственно исповедовать Его по Божеству, только если они почувствуют на себе благодеяния и уверуют под воздействием многих знамений, ведь действие чуда относится не столько к расположению, сколько к его видимости. А видеть Его страдающим и унижаемым и терпящим издевательства от негодяев и не соблазниться и не усомниться, но в обоих случаях сохранять одинаковое расположение - удел совсем немногих и, возможно, только совершенной души. <...> То, что Он //у грудей невесты пребывает//, показывает смирение Его (вплоть до того, чтобы стать младенцем) и восприятие человеческих страстей: голода и жажды, сна и телесной немощи. //**На Песнь Песней.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 12-13 **Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских** **У грудей моих пребывает** [[old:pp:01:12|(Песн. 1:12)]]. То есть в руководящей части души, которая в расположенном меж грудей сердце покоится. И это же обнаруживает исполнение пророчества, высказанного Богом: //Поселюсь у них, и буду ходить среди них, и буду Богом их, а они будут моим народом, говорит Господь Вседержитель// [[old:lev:26:11|(Лев. 26:11-]][[old:lev:26:12|12)]]. Этот же Жених дает обещание, когда говорит, что: Мы, Я и Отец, //придем и обитель у него сотворим// [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. //**На Песнь Песней.**// ===== Ориген ===== Ст. 12-13 **Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских** **Пучок мирры** - то есть [мирровых] капель - **брат мой у меня** ([[old:pp:01:12|Песн. 1:13]]; LXX). Из мирры, ониха, кассии, халвана, читаем мы в Исходе, по предписанию Бога был составлен фимиам [и] священническое помазание. Если же ты увидишь Спасителя моего, сходящего к земному и низкому, то увидишь, как из великой добродетели и Божественного величия истекает к нам как бы малая капля. Об этой капле и пророк воспел, говоря: //И будет: из капли народа своего соберется Иаков, который должен собраться// ([[old:mih:02:11|Мих. 2:11-]][[old:mih:02:12|12]]; LXX). Как слова «Камень оторвался с горы без содействия рук» означают пришествие во плоти нашего Спасителя - ибо не вся гора снизошла на землю и не могла человеческая немощь вместить в себя величие целой горы, но камень с горы, //камень преткновения// и //камень соблазна//, снисходит в мир, - так и здесь [т.е. у Михея - //прим. ред.//] Он в переносном смысле называется //каплей//. Если все //народы - как капля из ведра// [[old:is:40:15|(Ис. 40:15)]], следовало Тому, Кто стал всем для спасения всех, и //каплей// стать для их освобождения. Ибо чем Он не стал для нашего спасения? Мы ничтожны - и Он //уничижил Себя Самого, приняв образ раба// [[new:fil:02:07|(Фил. 2:7)]]. Мы народ глупый и неразумный - и Он стал Сам //юродством проповеди// [[new:1kor:01:21|(1 Кор. 1:21)]], чтобы //стало немудрое Божие премудрее человеков// [[new:1kor:01:25|(1 Кор. 1:25)]]. Мы немощны - и стало //немощное Божие сильнее человеков// [[new:1kor:01:25|(1 Кор. 1:25)]]. <...> **Мирровый пучок - брат мой у меня; посреди грудей моих пребудет** ([[old:pp:01:12|Песн. 1:13]]; LXX). Кто же столь блажен, что принимает гостя в главной части сердца, //посреди грудей//, в груди своей носит Слово Божие? Ибо здесь поется именно об этом: **Посреди грудей моих пребудет**. //**На Песнь Песней.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает** См. Толкование на [[old:pp:01:11#lopuxin_ap|Песн. 1:11]] [<10>]