[<10>] ====== Толкования на Песн. 2:3 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей** См. Толкование на [[old:pp:01:14#svt_grigorij_nisskij|Песн. 1:14]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей** И, обретя эту свежесть благодати, вечно цветущей во Христе, Церковь говорит: **В тени его я захотела и села** ([[old:pp:02:03|Песн. 2:3]]; LXX). Эту благодать вечнозеленого дара обрели апостолы, с которых ни один лист упасть не мог, и исцеляет даже тень их болящих, ибо недуги тела затмеваются верой разума и цветущими заслугами добродетелей. //**Шестоднев.**// ===== Сщмч. Александр Глаголев ===== **Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей** Ответные слова Невесты (ст. 3 а) представляют полную параллель похвал ей со стороны Жениха [[old:pp:02:02|(ст. 2)]]. **Яблонею** (евр. "таппуах", греч. μήλον, лат. malus), как и ниже под //яблоками// [[old:pp:02:05|(ст. 5]], ср. [[old:pp:08:05|VIII, 5)]], разумеется не ваша яблоня, не имеющая тех свойств плодов своих, которые усвояются плодам этой яблони [[old:pp:02:05|(ст. 5)]], не растущая в качестве лесного дерева и вовсе не встречающаяся в Палестине, а другое какое-то плодовое дерево: апельсиновое, лимонное или абрикосовое. Пребывание в тени этой яблони и вкушение ее плодов здесь, как и ниже [[old:pp:02:05|(ст. 5,]][[old:pp:04:16| IV, 16,]][[old:pp:07:14| VII, 14)]] – образ привлекательной близости и отрады ласк Возлюбленного. «Все деревья, все древесные произрастания в сравнении с Словом Божиим почитаются неплодоносными лесами. Для Христа все, что бы ты ни назвал, есть лес, и все безплодно. Ибо что, в сравнении с Ним, может быть названо плодоносным? Даже деревья, которые, по-видимому, гнутся от множества плодов, в сравнении с пришествием Его, оказываются безплодными» (Ориген-Иероним, стр. 163). //**Комментарий на книгу Песни Песней Соломона.**// ===== Ориген ===== **Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей** Запах благовоний приятен и ласкает обоняние, но сладкое на вкус сладко по-иному. Есть нечто, прекрасное и вкусом и запахом, что и гортань ласкает сладостью, и воздух умягчает благоуханием: это яблоко. Природа его такова, что оно обладает обоими [дарами]. Поэтому, желая восхвалить не только благовоние, но и сладость Его речи, Невеста говорит: **Что яблоня между лесными деревьями, то брат мой между юношами** ([[old:pp:02:03|Песн. 2:3]]; LXX). В сравнении со Словом Божиим все деревья - бесплодные дички; рядом с Христом все, что ты назовешь, будет «лесными деревьями», не приносящими плода. Ибо что по сравнению с Ним можно назвать плодоносным? Даже те деревья, что, казалось, гнулись под тяжестью плодов, при Его пришествии оказались бесплодными. Поэтому **что яблоня между лесными деревьями, то брат мой между юношами. Тень его я полюбила и села там** ([[old:pp:02:03|Песн. 2:3]]; LXX). Как прекрасно сказано! Она не говорит: «Тень Его я люблю», но - **полюбила**, и не «сижу», но - **села [там]**. Идущий вперед в начале пути всегда желает хоть немного задержаться в тени добродетели. Думаю, поэтому и рождество Иисуса началось в тени, а завершилось не в тени, а в истине: //Дух Святой//, - сказано, - //найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя// [[new:lk:01:35|(Лк. 1:35)]]. Рождество Христово началось с тени: не только в Марии от тени началось рождество, но и в тебе, если будешь достоин, родится Слово Божие. Сделай так, чтобы быть в силах принять тень Его, и, когда станешь достоин тени, придет к тебе, я бы сказал, тело Его, дающее тень; ибо //кто верен в малом, будет верен и во многом// [[new:lk:16:10|(Лк. 16:10)]]. **Тень Его я полюбила и села там.** Ты видишь, что не вечно она остается в тени, но оттуда взойдет к лучшему, говоря: «И плод Его сладок для гортани моей». Я, говорит она, желала покоиться в тени Его, но Он покрыл меня Своей тенью, и я даже плодами Его насытилась и говорю: «И плод Его сладок для гортани моей». //**На Песнь Песней.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей** Ответные слова Невесты [[old:pp:02:03|(ст. 3а)]] представляют полную параллель похвал ей со стороны Жениха [[old:pp:02:02|(ст. 2)]]. Яблонею (евр. //mannyax//, греч. μη̃λον, лат. malus), как и ниже под яблоками ([[old:pp:02:05|ст. 5]], см. [[old:pp:08:05|8:5)]], разумеется не наша яблоня, не имеющая тех свойств плодов своих, которым усвояются плодам этой яблони [[old:pp:02:05|(ст. 5)]], не растущая в качестве лесного дерева и вовсе не встречающаяся в Палестине, а другое какое-то плодовое дерево: апельсиновое, лимонное или абрикосовое. Пребывание в тени этой яблони и вкушение ее плодов здесь, как и ниже ([[old:pp:02:05|ст. 5]], сн. [[old:pp:04:16|4:16;]] [[old:pp:07:14|7:14]]) образ привлекательной близости и ограды ласк Возлюбленного. «Все деревья, все древесные произрастания в сравнении с Словом Божиим почитаются неплодоносными лесами. Для Христа все, что бы ты ни назвал, есть лес, и все бесплодно. Ибо что, в сравнении с Ним, может быть названо плодоносным? Даже деревья, которые, по-видимому, гнутся от множества плодов, в сравнении с пришествием Его, оказываются безплодными» (Ориген - Иероним, с. 163). **//Толковая Библия.//** [<10>]