[<10>] ====== Толкования на Песн. 5:10 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других** Все это, из чего составлено изображение красоты, показывает не невидимое и непостижимое в Божестве, но то, что открылось по домостроительству, когда [Сын Божий] видим был на земле, жил с людьми, облекшись в естество человеческое. <...> Поэтому как тот, кто, взирая на чувственный мир и уразумев премудрость, проявляющуюся в красоте существ, из видимого заключает о красоте невидимой, об источнике премудрости, излиянием которого составилось естество существ, - так и тот, кто обращает взор на этот новый мир церковного созидания, вместимым и постижимым для нашей веры руководясь в ведении к невместимому, усматривает Того, Кто есть и становится //всем во всех// [[new:1kor:12:06|(1 Кор. 12:6)]]. Всякая плоть образуется одинаковым способом, и вступающим в жизнь эту посредством рождения пролагается путь к зачатию непременно браком. Но чтобы кто, и в тайне благочестия [т.е воплощение Христа] допустив плотское рождение, не поползнулся мыслью на [то, что Его] дела и страдания [были] естественные, рождение и этой плоти представив мысленно однородным со всяким другим, по этой самой причине - хотя и исповедала невеста о Приобщившемся //плоти и крови// [[new:evr:02:14|(Евр. 2:14)]], что Он был **бел и румян** [[old:pp:05:10|(Песн. 5:10)]], двумя цветами давая разуметь естество тела, - она говорит, однако, что зачатие Его произошло неподобным обыкновенному рождению способом. Напротив того, изо всех людей - и бывших с того времени, как стали они происходить на свет, и будущих, доколе продолжится поток естества зачатием происходящих вновь - Он один вступил в эту жизнь новым способом зачатия. Чтобы прийти в бытие, естество Ему не содействовало, а служило. <...> Его осеменение - не от четы, зачатие не скверно, рождение - без болезней рождения. Брачный чертог Его - сила Всевышнего, как облако осеняющая Деву. Он - брачный факел великолепия Святого Духа. Ложе Его бесстрастно, и брак - непорочность. **//На Песнь Песней.//** См. также Толкование на [[old:pp:02:08#svt_grigorij_nisskij|Песн. 2:8]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других** **Возлюбленный мой бел и румян**. И вот, надлежит, чтобы ты, дева, в совершенстве знала Того, Кого любишь, а равно всецело познала в Нем таинство, как свойственного Ему от рождения Божества, так и воспринятого Им воплощения. **Бел** - по достоинству, ибо Он есть блистание Отца, **румян** - ибо Он есть рождение Девы. В Нем блистает и червленеет цвет той и другой природы. **//О девстве.//** ===== Сщмч. Александр Глаголев ===== Ст. 10-16 **Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других: голова его - чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его - как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его - лилии, источают текучую мирру; руки его - золотые кругляки, усаженные топазами; живот его - как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры; уста его - сладость, и весь он - любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские** В беседе с девицами Иерусалимскими она превозносит похвалами своего друга. После встречи Невесты с дочерьми Иерусалима и повторения ею [[old:pp:05:08|(ст. 8)]] уже известного заклинания (ср. [[old:pp:02:07|II, 7;]][[old:pp:03:05| III, 5)]] и ответного возражения с их стороны [[old:pp:05:09|(ст. 9)]], Она с великим энтузиазмом дает описание, ст. 10–16, несравненной красоты ее друга, причем «это описание, как и описание невесты, представляет нарочитый подбор штрихов и картин природы, заслоняющих черты человеческого образа, который однако ж нужен был и здесь для того, чтобы отдельным штрихам сообщить единство впечатления и чтобы образовать соответствие другому человеческому образу. И здесь человеческие черты стоят так близко к штрихах природы, что даже частица сравнения (как) между вами считается излишнею» (проф. Олесницкий, стр. 357–358). Вообще образ Жениха рисуется здесь особенно смелыми сравнениями в чисто восточном духе (голова его – чистое золото; кудри его – виноградные ветви; глаза – голуби... щеки – цветник ароматный, губы – лилии, голени – мраморные столбы)... Но именно эта гиперболичность изображения Возлюбленного дает основание для перспективного изъяснения этого образа. «По мере того, как мы всматриваемся в эти, залитые светом, картины, человеческий образ жениха все более и более тускнеет и наконец превращается в светозарный образ солнца» (проф. Олесницкий, стр. 358). «Но эта благодетельная сила есть не одна только стихийная сила или видимое солнце, но и сила политическая, которую библейские писатели олицетворяли в образе солнца [[old:ier:15:09|(Иерем. XV, 9)]] и представителем которой во время написания Песни Песней был царь Соломон, шестикратно названный по имени в нашей священной пьесе» (стр. 360). «Указанным сочетанием царя и солнца уже образовался в мысли поэта такой высокий идеальный образ, что к нему весьма удобно было, без всякого нарушения единства картины, присоединить штрихи, определяющие благодеющую стране божественную силу. В солнце и лазури возвышающийся над землею царь Соломон, как благодетельный гений страны, сам собою вызывал в мысли поэта образ прославленного Мессии, имеющего явиться в облаках славы и завершить все высшие премирные благодеяния народу» (стр. 362). //**Комментарий на книгу Песни Песней Соломона.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других** Невеста наставляет девицу, спросившую о чертах лица возлюбленного, и говорит: **Возлюбленный мой бел и румян**. Первым она поставила **бел**, вторым - **румян**. Ибо Богом Он был всегда, а человеком стал, не отвергнув Того, Кем был, и не обратившись [целиком] в человека, но облекшись в человеческую природу. Стало быть, Он **бел**, как Бог - ведь что светлее света? А свет этот истинный, согласно слову Евангелия: //Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир// [[new:in:01:09|(Ин. 1:9)]]. Однако не только **бел**, но и **румян**, ибо Он не только Бог, но и человек: //румяный// проявляет земное, отчего и спрашивают по Книге Исайи божественные силы, наблюдая, как Он восходит от земли на небо: //Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей?// [[old:is:63:01|(Ис. 63:1)]]. **//На Песнь Песней.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других** **Возлюбленный мой бел и румян**, - бел девством, красен мученичеством. И поскольку он красен и бел, тотчас присовокупляется: ...//уста его - сладость, и весь он - любезность// [[old:pp:05:16|(Песн. 5:16)]]. **//Против Иовиана.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других** **Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других**. **Бел**, потому что во плоти явившись не сделал греха, //и не было лести в устах Его// [[new:1pet:02:22|(1 Пет. 2:22)]]. Румян, потому что //омыл нас от грехов наших Кровию Своею// [[new:otkr:01:05|(Откр. 1:5)]]. И хорошо, что сначала **бел**, а потом **румян**, поскольку сначала от крови святой пришел в мир, а потом, пролив кровь во время страданий, ушел из мира. **//На Песнь Песней.//** ===== Аппоний ===== **Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других** **Бел** Он, ибо Он есть //свет миру// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]], ибо Он - Солнце правды, что //просвещает всякого человека, приходящего в мир// [[new:in:01:09|(Ин. 1:9)]], по слову евангелиста Иоанна и по провозвестию пророческому. **Румян**, ибо, собираясь шествовать по земле, облачился в одеяние плотское, от Марии Девы воспринятое, что и ангелам чудом представилось, когда те при ликовании небесном вопрошали устами Исайи пророка: //Отчего же одеяние Твое красно?// [[old:is:63:02|(Ис. 63:2)]]. **//Изложение Песни Песней.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-16 **Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других: голова его - чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его - как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его - лилии, источают текучую мирру; руки его - золотые кругляки, усаженные топазами; живот его - как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; голени его - мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры; уста его - сладость, и весь он - любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские** После встречи Невесты с дочерьми Иерусалима и повторения ею [[old:pp:05:03|(ст. 3)]] уже известного заклинания (ср.: [[old:pp:02:07|2:7]]; [[old:pp:03:05|3:5]]) и ответного возражения с их стороны [[old:pp:05:09|(ст. 9)]], Она с великим энтузиазмом дает описание, [[old:pp:05:10|ст. 10–16]], несравненной красоты ее друга, причем «это описание, как и описание невесты, представляет нарочитый подбор штрихов и картин природы, заслоняющих черты человеческого образа, который, однако ж, нужен был и здесь для того, чтобы отдельным штрихам сообщить единство впечатления и чтобы образовать соответствие другому человеческому образу. И здесь человеческие черты стоят так близко к штрихам природы, что даже частица сравнения (//как//) между ними считается излишнею» (//проф. Олесницкий//, с. 357–358). Вообще образ Жениха рисуется здесь особенно смелыми сравнениями в чисто восточном духе (голова его — чистое золото; кудри его — виноградные ветви; глаза — голуби… щеки — цветник ароматный, губы — лилии, голени — мраморные столбы)… Но именно эта гиперболичность изображения Возлюбленного дает основание для перспективного изъяснения этого образа. «По мере того, как мы всматриваемся в эти, залитые светом, картины, человеческий образ жениха все более и более тускнеет и наконец превращается в святозарный образ солнца» (проф. Олесницкий, с. 358). «Но эта благодетельная сила есть не одна только стихийная сила или видимое солнце, но и сила политическая, которую библейские писатели олицетворяли в образе солнца [[old:ier:15:09|(Иep. 15:9)]] и представителем которой во время написания Песни Песней был царь Соломон, шестикратно названный по имени в нашей священной пиесе» (с. 360). «Указанным сочетанием царя и солнца уже образовался в мысли поэта такой высокий идеальный образ, что к нему весьма удобно было, без всякого нарушения единства картины, присоединить штрихи, определяющие благодеющую стране божественную силу. В солнце и лазури возвышающийся над землею царь Соломон, как благодетельный гений страны, сам собою вызывал в мысли поэта образ прославленного Мессии, имеющего явиться в облаках славы и завершить все высшие премирные благодеяния народу» (с. 362). **//Толковая Библия.//** [<10>]