[<10>] ====== Толкования на Песн. 6:4 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами** См. Толкование на [[old:pp:06:01#svt_grigorij_nisskij|Песн. 6:1]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами** Он, истерзанный воинами, прободенный копьем ((См. [[new:mf:27:26|Мф 27:26-31]])), дабы кровью святой раны исцелить нас, конечно, ответит тебе (Он ведь кроток и смирен сердцем, ласков взором): //Поднимись [ветер] с севера и принесись с юга, повей на сад мой, - и польются ароматы его!// [[old:pp:04:16|(Песн. 4:16)]]. И вот, со всех сторон света возблагоухал аромат священной религии и воспламенились члены возлюбленной девы. **Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим**. Вот почему украшением девы служит не красота тленного тела, имеющая погибнуть от болезни или от старости, но та слава добрых подвигов, которая не подвержена никаким случайностям и никогда не может умереть. **//О девстве.//** ===== Сщмч. Александр Глаголев ===== Ст. 4-5 **Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами. Уклони очи твои от меня, потому что они волнуют меня** Новые похвалы Соломона своей избраннице. Похвалы Соломона своей Невесте на этот раз начинаются сравнениями: по девственно-цветущей красоте ее он сравнивает ее с Фирцею, по привлекательности в эстетическом и нравственном отношениях – с Иерусалимом, по некоей внушительности и внутренней силе – с грозным ополчением. **Фирца** (Onomast. 540) – ханаанский город, взятый Иисусом Навином [[old:nav:12:24|(I. Нав. XII, 24)]], при царях израильских от Иеровоама до Захария, был столицею, и взят Амврием [[old:3ts:15:21|(3Цар. XV, 21,]][[old:3ts:15:33| 33;]][[old:3ts:16:06| XVI, 6–24)]]; теперь селение Таллуза, в 2 часах к северо-востоку от Наблуса (Сихема); славился красотою. LXX, слав., Вульг. заменяет собственное имя **Фирца** нарицательным: εύδοκία, **благоволение**; suavis. Тенденцию к нарицательному пониманию этого названия выказывает и Мидраш (стр. 152), когда в рассматриваемом стихе усматривает указание «на жертвы, чрез которые израильтяне приобретают благоволение» [[old:lev:01:04|(Лев. I, 4)]]. Сравнение Невесты с грозными полками, встречающееся и ниже (ст. 10), указывает, по-видимому, на непобедимость Невесты чарами любви: напротив, сама она оказывает как бы магическое действие на своего Возлюбленного, [[old:pp:06:05|ст. 5]]. //**Комментарий на книгу Песни Песней Соломона.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами. Уклони очи твои от меня, потому что они волнуют меня** Похвалы Соломона своей Невесте на этот раз начинаются сравнениями: по девственно цветущей красоте ее он сравнивает ее с Фирцею, по привлекательности в эстетическом и нравственном отношениях — с Иерусалимом, по некоей внушительности и внутренней силе — с грозным ополчением. Фирца (Onomast. 540) — ханаанский город, взятый Иисусом Навином [[old:nav:12:24|(Нав. 12:24)]], при царях израильских от Иеровоама до Замврия, был столицею, и взят Амврием [[old:3ts:15:21|(3 Цap. 15:21,]] [[old:3ts:15:33|33;]] [[old:3ts:16:06|16:6–24)]]; теперь селение Таллуза, в 2 часах к северо-востоку от Наблуса (Сихема); славился красотою. LXX, слав. Вульг. заменяет собственное имя Фирца нарицательным: εὐδοκία, благоволение; //suavis//. Тенденцию к нарицательному пониманию этого названия выказывает и Мидраш (с. 152), когда в рассматриваемом стихе усматривает указание «на жертвы, через которые израильтяне приобретают //благоволение//» [[old:lev:01:04|(Лев. 1:4)]]. Сравнение Невесты с грозными полками, встречающееся и ниже [[old:pp:06:10|(ст. 10)]], указывает, по-видимому, на непобедимость Невесты чарами любви: напротив, сама она оказывает как бы магическое действие на своего Возлюбленного, [[old:pp:06:05|ст. 5]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]