[<10>] ====== Толкования на Притч. 1:5 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы** **«Сих бо послушав, мудрый премудрее будет»**. Писание свидетельствует о великой силе притчей, а именно, что они превосходят мудрость мудрых и что преподанное в сей книге важнее уроков, какие найдешь у мудрых. Почему ученики у других учителей люди неискусные, а слушатели сей книги мудрые. Поелику же слово **«мудрый»**, имеет не одно значение, и мудрыми называются как мудрецы века сего, так приявшие истинную мудрость – Господа нашего Иисуса Христа чрез веру в Него, то людям, которые вне нашего учения, когда приступят к здравому учению притчей, Писание обещает, что сделаются они премудрейшими, презрев знание суетного и обратившись с удивлением к истине. Или поелику мудрым человек называется в различных значениях, и тот, кто вожделевает мудрости, и тот, кто преуспевает уже в умозрениях мудрости, и тот, кто усовершился в навыке, именуются подобно, то «**сих послушав мудрый**, любитель ли он мудрости или уже оказал в ней некоторые успехи, **премудрее будет**», как наставленный многому из Божественных догматов, так обученный многому из свойственного человеку; потому что книга сия различными средствами изгоняет порок и опять многими способами вводит добродетель. Она обуздывает язык неправдивый, исправляет глаз, который смотрит лукаво, не дозволяет начинать рукам неправедным, отгоняет праздность, наказывает неуместные вожделения, учит благоразумию, учит мужеству, превозносит целомудрие. Поэтому, кто обучен сему, кто имеет в себе самом сильное отвращение от худого, и при великом стремлении, как бы при одобрительных каких-то восклицаниях, приобрел любовь к добру, тот, будучи мудр, по собственному своему стремлению, делается мудрейшим чрез усовершение учением. **«Разумный же строительство стяжет»**. Кто хочет приняться за какое-нибудь искусство, тому надобно иметь готовыми естественные способности, борцу – хорошее сложение и крепость тела, скороходу – стройность и легкость членов, также и правителю – остроту и быстроту ума. Потому и Писание не всякого призывает к правлению, но разумного. Что же такое – управление? Не без всякого ли сомнения, оно есть сознание души о непостоянстве дел человеческих и о том, как надобно переплыть непостоянную жизнь. Ибо во многих местах Писания находим, что настоящая жизнь называется водами и морем; например, в псалме: //«низпосла с высоты и прият мя, восприят мя от вод многих»// [[old:ps:017:17|(Пс. 17, 17)]]. Ибо ясно, что псалом водами называет житейский мятеж; потому что, как счастливое и вожделеваемое многими не имеет твердости и постоянства, так несчастное и плачевное не установляется в неподвижности, но все подвержено колебанию, волнению и неожиданным переменам. Поэтому, как море не может оставаться надолго в том же положении,– если теперь оно гладко и незыблемо, то в непродолжительном времени увидишь, что изрыто будет порывами ветров, а если теперь свирепеет и кипит от бури, то вскоре восстановится на нем глубокая тишина,– так и житейские дела удобно принимают тот и другой оборот. Для этого нужен правитель, который бы и в благоведрие жизни, как все у него несется попутным ветром, ждал перемен и не успокаивался настоящим как бессмертным, и в горестном состоянии дел не терял надежды и не утопал поглощенный излишнею скорбию; потому что ни телесное здравие, ни цветущая юность, ни домашнее обилие, ни всякое другое благоденствие жизни не бывают продолжительны; а напротив того, и среди этого благоведрия жизни ожидай иногда непогоды. Придет болезнь, придет нищета; ветер не всегда дует в корму; но и такого человека, который по всем отношениям обращает на себя взоры и достоин соревнования, постигает нередко неожиданное бесславие; также и всякое благоденствие жизни возмущают непредвидимые обстоятельства, подобные каким-то бурям. Самая непрерывность зол для тебя то же, что волны, которые одна за другой возвышаются, бороздят твою жизнь, и воздвигают страшное волнение. Со временем увидишь, что и это минуется, жизнь переменится в радость и истинно приятную тишину. Посему тот разумный правитель, кто, вникая в действительную природу, управляет приключениями жизни, остается всегда сам себе равен, не превозносится в благодушии, не упадает духом в несчастиях. Еще и в других случаях полезно для нас благо управления. Ибо знаю другие волны и страшное обуревание, восстающее в душе – обуревание плотских страстей. Раздражение и страх, удовольствия и скорби, наносимые нам плотским мудрованием, как будто сильною какою-то бурею, нередко потопляют неуправляемую душу. Посему должно, чтобы ум, как кормчий, восседая выше страстей, правя плотию как кораблем, искусно направляя помыслы, как кормило, мужественно попирал волны, высоко держась над ними, недоступен будучи страстям, нисколько не принял в себя их горечи, подобной соленым морским водам, но всегда говорил в молитве: //«да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина»// [[old:ps:068:15|(Пс. 68, 15–16)]]. **//Беседа на начало Книги Притчей.//** ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 5-6 **послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их** Общепризнанно, что слово «притча», как оно используется в Писании, не прилагается к явному смыслу, но используется с видом на некоторый неявный смысл, как и Евангелие прилагает имя «притчи» к темным и неясным сказаниям. Потому притча, если кто-то хочет определить имя через определение, есть речь, которая через непосредственно данные идеи, указывает на еще нечто, что скрыто; или это речь, которая не достигает цели размышления непосредственно, но наставляет через скрытое значение. //**Против Евномия.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 5-6 **послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их** Сказано у Соломона: **разумный найдет мудрые советы** [[old:pr:01:05|(Притч 1:5)]]. Но для меня это часто бывает нелегким и весьма обременительным, ибо то, что разум не воспринимает подобающим образом, он не сможет обустроить. Вот, светлейший император повелел обезьяне стать львом. И воистину, можно согласно его указу назвать ее львом; стать же львом ей нельзя. //**Письма.**// ===== Ориген ===== Ст. 5-6 **послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их** Необходимо нам заметить и то, что названное «тьмой» не всегда есть то, что хуже, но иногда так пишется и о лучшем. Не различив это и приняв наиболее злословящие Творца учения, еретики удалились от Него, предав себя во власть баснословных мифов. ...Принявшие учение мудрости, в дополнение к нему - благодаря которому они уже являются мудрыми - воспринимают второе учение, в отношение к которому они не были мудрыми, и они становятся еще мудрее, как сказано: **мудрый, послушав их, будет мудрее** ( [[old:pr:01:05|Притч 1:5;]] LXX). ...«Тьма», «мрак», «буря» - так в Исходе говорится о Боге, а в Псалме 17 сказано: //И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод// [[old:ps:017:12|(Пс 17:12)]]. Если кто-либо поразмыслит над величием Божественных речений и знания, которое недоступно природе человеческой, да и, пожалуй, всем остальным рождённым, за исключением Христа и Святого Духа, то он поймёт, каким образом тьма имеет отношение к Богу. Здесь имеется в виду то, что невозможно знать слова, которые могли бы по достоинству выразить Его полноту. В этой тьме Он сотворил Себе покров, сделав это ради того, чтобы всё, касающееся Его, будучи невмещаемым, не было открыто. Если же кто-нибудь оскорбится таким пониманием, то должно поставить ему на вид что-либо из таинственных речений или из данных Христу от Бога даров - таинственных, сокровенных и невидимых. И на мой взгляд, эти таинственные дары, открывающиеся во Христе... есть ни что иное, как то, что подразумевается в изречении: **мудрый будет он понимать притчу, прикровенное слово** ([[old:pr:01:05|Притч 1:5-6;]] LXX). <...> Передав из многого, содержащегося в неизречённом и неслыханном, всё труднопостижимое, а также скрытые таинства, Христос заповедал ученикам, просвещённым и потому обретающимся в свете, возвестить всем о родившемся Свете. //**На Евангелие от Иоанна.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== Ст. 5-6 **послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их** //И мрак сделал покровом Своим, сенью вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных// [[old:ps:017:12|(Пс 17:12)]]. <...> Здесь мрак используется в благом смысле, как сказано в Притчах Соломона: //разумел также и притчу, и тёмную речь// [[old:pr:01:06|(Притч 1:6)]]. Ибо всё Божественное, чего не знаем мы, является для нас тёмным, то есть глубоким и таинственным, сколь много бы света ни источало. Но убежище Своё, то есть тайну величия Его, открыл Он праведным тогда, когда случилось им увидеть лицом к лицу славу Его Божественности. //Сенью вокруг Себя// [[old:ps:017:12|(Пс 17:12)]], - так объясняется славное достоинство блаженных, дабы жили в соответствии с ним те, кто в Церкви Его постоянно и верно пребывают. Вокруг Себя - указывает на близость Его. Ведь обходит Он всё и во всё проникает, и не объемлется ничем, ибо недоступен для объятия местом. //**Изъяснение Псалмов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы** См. Толкование на [[old:pr:01:04#lopuxin_ap|Притч. 1:4]] [<10>]