[<10>] ====== Толкования на Притч. 3:1 ====== ===== Блаж. Августин ===== **Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое** Что же это, когда в столь многих местах повелевает Бог соблюдать и творить все заповеди Свои? Как Он повелевает, если нет свободного произволения? Что значит //блажен [муж]//, о котором говорит псалом, что //в законе Господа воля его// [[old:ps:001:02|(Пс 1:2)]]? Не довольно ли указывает он, что волею своею пребывает человек в законе Божьем? Далее, вспомним столь многие заповеди, как бы к самому названию воли взывающие, как то: //Не будь побежден злом, но побеждай зло добром// [[new:rim:12:21|(Рим 12:21)]], и иные подобные: //Не будьте как конь, как лошак несмысленный// [[old:ps:031:09|(Пс 31:9)]], и //не отвергай завета матери твоей// [[old:pr:01:08|(Притч 1:8)]], и //не будь мудрецом в глазах твоих// [[old:pr:03:07|(Притч 3:7)]], и //наказания Господня не отвергай// [[old:pr:03:11|(Притч 3:11)]] и //не отказывай в благодеянии нуждающемуся// [[old:pr:03:27|(Притч 3:27)]], и //не замышляй против ближнего твоего зла// [[old:pr:03:29|(Притч 3:29)]], и не внимай злой женщине ([[old:pr:05:03|Притч 5:3;]] LXX), и //не хочет он вразумиться, чтобы делать добро// [[old:ps:035:04|(Пс 35:4)]], и //не приняли совета моего// [[old:pr:01:30|(Притч 1:30)]]. И неисчислимые подобные божественные речения в Ветхом Завете что обличают, если не свободное произволение человеческой воли? //**О благодати и свободной воле.**// ===== Евагрий Понтийский ===== **Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое** Пренебрегающий законом есть нарушающий его; помнящий закон есть живущий в согласии с ним. Также, хранящий речения Бога есть исполняющий их, и уничтожающий их есть тот, кто не желает следовать им. Ибо не слушающий закон, говорит [Писание], праведен перед Богом, но исполняющий закон будет оправдан. //**Схолии на Притчи.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-4 **Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей** Предостерегая ученика своего (//"сын мой"//) от подражания людям развращенным[[old:pr:02:10| (II:10-19)]], Премудрый, прежде всего, увещает его [[old:pr:03:01|(ст. 1)]] не забывать его, учителя (//море, меламмед//, [[old:pr:05:13|V:13]]) учения, закона (тора) и хранить все отдельные заповеди (//мицвот//) этого учения (разумеется, учение о мудрости и благочестии). Для поощрения же ученика к исполнению своих наставлений, Премудрый обещает ему награду за исполнение их - долгоденствие и благоденствие, подобно как и в Пятикнижии эти блага часто обещаются исполнителям закона Моисеева (напр., [[old:ish:20:12|Исх XX:12;]] [[old:vtor:08:01|Втор VIII:1;]] [[old:vtor:30:16|XXX:16]] и др.). Такая награда отчасти есть благодатный плод благословения Божия, почивающего на ревнителях истинной мудрости и чистого благочестия, отчасти же представляет отечественное следствие свойственного мудрым и благочестивым воздержания от всех пороков и страстей, расстраивающих внешнее благосостояние человека, подтачивающих его здоровье и сокращающих самую жизнь его. Определяя затем сущность закона или учения о мудрости - благочестии, Премудрый заповедует [[old:pr:03:03|(ст. 3)]] хранить "милость и истину". евр. : //хесед ве-эмет,// греч. :'ελεεμοσύνη καὶ πίστις, Вульг.: misericordia et veritas. Оба понятия весьма часто в Ветхом Завете соединяются вместе [[old:gen:32:10|(Быт XXXII:10;]] [[old:ps:024:10|Пс XXIV:10;]] [[old:ps:029:11|XXIX:11),]] так и в книге Притчей [[old:pr:03:03| (III:3;]] [[old:pr:14:22|XIV:22;]] [[old:pr:16:06|XVI:6;]] [[old:pr:20:28|XX:28]] и др.) и могут обозначать как Божественную милость и благодать, и Божию верность завету с людьми, так и добродетели собственно человеческие: с одной стороны милосердие, сострадание к нуждающимся ближним, готовность помогать им в их нуждах, с другой стороны верность человека данным им обещаниям и обязательствам, готовность его воздавать каждому должное, - словом оба эти понятия, вместе взятые, выражают исполнение человеком своего морального долга в отношении ближнего, причем "милость" (хесед) основывается на чувстве братства всех людей и на сознании необходимости взаимной их солидарности как во внешней жизни, так и в деле духовного развития, а "истина" (эмет) означает внутреннюю устойчивость и правдивость, pectus rectum, прямо противоположную всякому лицемерию, мнимой святости, - стремление сообразовать всякую форму с существом дела. С точки зрения этих двух добродетелей определяется поведение человека в отношении ближних в последней части этой главы ([[old:pr:03:27|ст. 27]] дал.). Мысль о долге "милости и истины" должна быть постоянно присуща человеку. Заповеди эти, по образному выражению Премудрого, должны быть как бы повешенными на шее и написанными на сердце человека, подобно тому, как у библейских евреев был обычай носить на груди (на шнурке) печать с начертанием собственного имени и достоинства [[old:gen:38:18|(Быт XXXVIII:18;]] [[old:pp:08:06|Песн VIII:6]]), а позднейшие евреи с целью помнить заповеди закона Божия носили и носят на руках и на лбу так называемые филактерии или тефиллины, буквально понимая слова Моисея [[old:ish:13:16|(Исх XIII:16;]] [[old:vtor:06:08|Втор VI:8;]] [[old:vtor:11:15|XI:15;]] [[new:mf:23:05|Мф XXIII:5]]). Неуклонное хранение "милости и истины" будет иметь следствием милость Божию и любовь от людей (ср. [[old:1ts:02:26|1 Цар II:26;]] [[new:lk:02:52|Лк II:52]]) к человеку, всегда хранящему на скрижали сердца (по сердечному влечению, ср. [[old:ier:31:33|Иер XXXI:33)]], а не по внешнему лишь повелению, долг любви и справедливости. Этот мотив нравственной деятельности человека - похвала и одобрение от Бога и людей - часто выставляется в книге Притчей. Но так как суждения людей могут быть и ошибочны, то Премудрый далее выше всего ставит всецелую преданность человека Богу, и требует от человека, во 1-х, внутреннего посвящения Богу в смирении [[old:pr:03:04|(ст. 4-8)]], а затем и всецелой готовности жертвовать для Бога внешним достоянием и предавать в Его руки внешние судьбы свои [[old:pr:03:09|(ст. 9-12)]]. [<10>]