[<10>] ====== Толкования на Притч. 3:9 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 9-10 **Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином** Написано: **Чти Господа от праведных твоих трудов** [[old:pr:03:09|(Притч 3:9)]]. Нельзя воздать честь Господу, взяв со злом, чтобы отдать это. Поэтому сказано через Соломона: //Что заколающий на жертву сына пред отцем его, то приносящий жертву из имения бедных// [[old:prsir:34:20|(Сир 34:20)]]. //**Письма.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== Ст. 9-10 **Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином** Верно совершая это благовестное приношение, знайте, что вы исполнили правду древнего закона, под которым состоявшие тогда и преступавшие его неизбежно становились виновными, да и исполнявшие его не могли достигнуть верха совершенства. ...Господь наш хочет, чтобы для почитания и чести Его мы ничего не делали без рассуждения, поскольку //и могущество царя любит суд// [[old:ps:098:04|(Пс 98:4)]]. Потому премудрый Соломон убеждает, чтобы мы суждением не склонялись ни на ту, ни на другую сторону, говоря: **Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих** [[old:pr:03:09|(Притч 3:9)]]. В совести нашей есть неложный, истинный судья, который один не ошибается в суждении о состоянии нашей чистоты, тогда как все другие иногда ошибаются. //**Собеседования.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 9-10 **Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином** Бог одобряет ту милость, которая совершается от праведных трудов, как написано: **Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды** ([[old:pr:03:09|Притч 3:9;]] LXX). Однако то, что доставляется от слез других людей, Он отвергает и осуждает. Ибо что пользы, если один тебя благодарит, а многие по этой причине злословят тебя? Или что принесет тебе эта милость, которая добыта от чужого имущества? Надо ли, в самом деле, опасаться, будто нет у Бога того, из чего ты мог бы давать пропитание Его нищим, не прибегая к хищению у других людей? //**О христианской жизни.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 9-10 **Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином** [Соломон] велит нам чтить Господа не только от денег, которые мы подаем нищему, но и от всякого доброго дела, которое мы совершаем, и от плодов всей небесной благодати, которую мы получаем, и это значит, что во всех делах [мы должны] хвалить Его, а не себя. Тот человек **чтит Господа от имения своего и от начатков всех прибытков своих** [[old:pr:03:09|(Притч 3:9)]], кто, совершая какое-либо доброе дело, не относит это на счет своих сил и заслуг, а возносит хвалу высшей благодати, помня о таких словах: //ибо без Меня не можете делать ничего// [[new:in:15:05|(Ин 15:5)]]. //**На Притчи Соломона.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином** Честь Господу со стороны человека должна быть воздаваема не одним смирением, благоговением и страхом пред Ним, не одним удалением от греха, - вообще не одними лишь духовными средствами Богопочтения, но и материальными, внешними делами благоугождения Богу, к числу которых в Ветхом Завете относилась и обязанность каждого еврея посвящать Иегове первые произведения земли ([[old:ish:23:19|Исх XXIII:19]] сл.,[[old:ish:34:26| XXXIV:26;]] [[old:lev:23:10|Лев XXIII:10-17;]] [[old:chis:18:12|Чис XVIII:12-18;]] [[old:vtor:18:04|Втор XVIII:4]] сл.; [[old:vtor:26:02|XXVI:2-10)]], равно как десятины от скота и всех произведений земли[[old:vtor:14:21| (Втор XIV:21]] сл.; [[old:vtor:26:12|XXVI:12-14)]] и первородные из животных [[old:ish:22:29|(Исх XXII. 29]]; [[old:chis:18:15|Чис XVIII:15-18]]). Так как во все времена от исполнения этого закона о теократических приношениях святилищу могло удерживать евреев опасение оскудения вследствие щедрости (ср. [[old:lev:25:20|Лев XXV, 20)]], - то Премудрый, имея в виду обетование благословения Божия за ниспослание этого закона (см. [[old:lev:25:21|Лев XXV:21-22]]), обещает усердному жертвователю изобилие хлеба и вина (ст. 10). Если в других местах книги Притчей вообще мало говорится об обрядовом законе, то принесение Иегове первых произведений земли было столь естественным обнаружением благодарности Богу за Его дары (в силу этого принесение напр., десятины Богу было обычаем еще до Моисея [[old:gen:28:22|(Быт XXVIII:22)]]; равно как обычай жертвовать Богу первые и лучшие произведения был широко распространен и у др. древних народов), что Премудрый не мог обойти молчанием столь непосредственной формы выражения религиозного чувства, и увещает своего слушателя к ревности в соблюдении упомянутого закона, подобно как то же впоследствии делает пророк Малахия ([[old:mal:03:10|Мал III:10-12]]). [<10>]