[<10>] ====== Толкования на Притч. 3:27 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-31 **Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам ", когда ты имеешь при себе. Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его** С положительной и отрицательной сторон изображается образ поведения истинно мудрого и добродетельного в отношении ближних. На первом месте в понятии истинной праведности, по ветхозаветно библейскому представлению (ср. [[old:vtor:15:start|Втор XV гл.]], [[old:is:58:start|Ис LVIII]] гл. и др.) стоит добродетель милосердия и благотворения ближним, и Премудрый настоятельно советует не отказывать нуждающемуся (//баал//) в благодеянии (ст. 27, сн. [[old:prsir:04:02|Сир IV:2]]): характерно для ветхозаветно-библейского воззрения на милостыню самое название принимающего ее (//баал//) обладателем, тем, кому милостыня должна принадлежать по долгу или по праву (сн. [[old:pr:16:22|XVI:22;]] [[old:pr:17:07|XVII:7]]. См. у //А. Глаголева,// Древнееврейская благотворительность, Киев 1903 с. 33-34), причем в понятии нуждающегося, согласно с законом Моисеевым, мыслятся не только единоплеменник и единоверец, но и пришелец и иноверец, равным образом словами (27б) //"когда рука твоя в силах сделать его"// дается понять, что только крайняя бедность, отсутствие всяких средств к благотворению может освобождать человека от исполнения обязанности благотворения (ср. [[new:1kor:08:12|2 Кор VIII:12]]). Имеющий возможность немедленно оказать помощь нуждающемуся не должен откладывать ее до другого дня, ст. 28; LXX добавляют в этом стихе слова (вероятно из [[old:pr:27:01|Притч XXVII:1]]) ού γὰρ οῖδας, τί τἐξεται ἡ ἐπιοῦσα, слав.: //не веси бо, что породит день находяй//, - слова, хорошо согласующиеся с контекстом речи, усиливая мысль о долге человека безотлагательно благотворить всякому нуждающемуся (ср. [[old:prsir:04:01|Сир IV:1]] сл.; [[old:prsir:12:01|XII:1]] сл.; [[old:prsir:29:01|XXIX:1]] сл.; [[old:iov:31:16|Иов XXXI:16]]). Ст. 29-30 изображают отрицательную сторону любви к ближнему - коварство и вероломство против доверчивого ближнего, сварливость и сутяжничество без всякого повода: от этих проявлений нелюбви к ближнему предостерегает Премудрый своего слушателя-ученика. Но так как для юноши в деле добра и зла имеет великую силу пример добродетельных и нечестивых, то Премудрый в ст. 31 предостерегает ученика своего от подражания или соревнования нечестивым, хотя бы внешняя жизнь их и была некоторое время благоуспешна (ср. [[old:ps:036:01|Пс XXXVI:1;]] [[old:ps:072:03|LXXII:3;]] [[old:pr:24:19|Притч XXIV:19;]][[old:pr:23:17| XXIII:17]]). [<10>]