[<10>] ====== Толкования на Притч. 4:4 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-9 **и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец** Увещания отца (Давида, по LXX, слав. - и матери: 'ελεγον και εδιδασκον με, //иже глаголаша и учиша мя//) Соломону, и по содержанию и по характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида Соломону (ст. 4 сл. ; ср. [[old:1par:28:09|1 Пар XXVIII:9]]), как и самого Соломона слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом; но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его жизни и деятельности, а это требует особенной "мудрости" (//хокма//), особенного "разума" (//бина//) и отеческое наставление Соломону неоднократно завещает "наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар", по выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8б), стремление к мудрости и неуклонную верность ей (ст. 5, 7; ср.[[old:pr:03:14| III:14]]). Мудрец здесь сравнивается с любимой женой (ср. [[old:prsir:15:02|Сир XV:2]]), которая охраняет возлюбленного мужа от всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо жертвовать всеми иными благами: //"главное - мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум"// (ст. 7). Ст. 8-9 говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср. [[old:pr:01:09|I:9]]). [<10>]