[<10>] ====== Толкования на Притч. 5:15 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя** **«Пий воды от своих сосудов»**, то есть рассчитывай свои средства, не ходи к чужим источникам, но из собственных своих капель собирай для себя утешение в жизни. Есть у тебя медная посуда, одежда, пара волов, всякая утварь? Отдай это. Согласись отказаться от всего, только не от свободы. Но я стыжусь, говоришь ты, сделать это гласным. Что ж? В скором времени другой выставит же это напоказ, провозгласит, что оно твое, и на твоих глазах станет продавать по низкой цене. Не ходи к чужим дверям, ибо, действительно, //«студенец тесен чуждий»// [[old:pr:23:27|(Притч. 23:27)]]. Лучше посильными трудами помогать своим нуждам, нежели, вдруг обогатившись чужим имуществом, впоследствии лишиться всего состояния. Ежели у тебя есть чем отдать, почему же не удовлетворяешь этим средством настоящей нужде? Если же не в состоянии заплатить долг, то одно зло лечишь другим. Не верь заимодавцу, который ведет около тебя окопы. Не дозволяй, чтобы тебя отыскивали и преследовали, подобно какой-нибудь добыче. //**Беседы на псалмы. Беседа на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== Ст. 15-17 **Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою** Обратимся к Божественному Писанию и будем пить **воду из своих сосудов**, то есть святых отцев, и **из источника своих колодцев** ([[old:pr:05:15|Притч. 5:15;]] LXX). Будем пить из источника живой воды, //текущей в жизнь вечную// [[new:in:04:14|(Ин. 4:14)]]. <...> Не из рек видимых, напояющих землю, производящую только терние и древа, но из рек, просвещающих душу. //**Огласительные поучения.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 15-17 **Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою** Да соберешь сам себе плод радости и тебе пребывает, внутри тебя обретается, в тебе самом следует искать сладость твоей чистой совести. Посему сказано: **Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя** [[old:pr:05:15|(Притч. 5:15)]]. //**Шестоднев.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя** Научившийся, наподобие патриархов, откапывать в себе через [духовное] делание и созерцание колодези ведения обретает внутри [них] Христа - Источника Жизни. Премудрость призывает нас пить из него: **Пий воды от своих сосудов, и от твоих кладенцев источника** - исполняющие это обретут сокровища Ее, сущие внутри нас. //**Главы о богословии.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== Ст. 15-17 **Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою** **Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя** [[old:pr:05:15|(Притч. 5:15)]]. <...> И по словам пророка Исаии, //будешь как напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые, ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения// [[old:is:58:11|(Ис. 58:11-12)]]. <...> Таким образом, не только всякое направление и размышление твоего сердца, но и все блуждающие, рассеивающиеся твои помыслы обратятся к святому непрестанному поучению в законе Божьем. //**Постановления киновитян.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 15-17 **Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою** Все, кто не любит Бога, - чужие, они антихристы. И хотя они входят в базилики, они не могут причисляться к сынам Божиим, и тот источник жизни к ним не относится. Быть крещеным или иметь способность к пророчеству может и злой человек. Мы видим, что и царь Саул мог пророчествовать, но он преследовал святого Давида, хотя и исполнился духа пророческого и начал пророчествовать. Принять таинство Тела и Крови Христа может и злой человек - о таких ведь и сказано: //Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе// [[new:1kor:11:29|(1 Кор 11:29)]]. Носить имя Христа может и злой человек, то есть называться христианином и злой может; о таких сказано: //...пятнали имя Бога своего// ([[old:iez:36:20|Иез 36:20;]] LXX). Итак, прибегнуть ко всем этим таинствам может и злой человек, но и иметь любовь, и быть злым - не может. В этом и состоит собственное дарование добрых, в этом - свойственный только им источник. Из него призывает нас пить Дух Божий; Дух Божий призывает вас пить от Него Самого. //**Трактат на 1-е послание Иоанна.**// ===== Ориген ===== Ст. 15-17 **Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою** Стало быть, попробуй и ты, о слушатель, иметь свои колодезь и родник, дабы и ты, когда постигнешь написанное в книгах, также начал бы по собственному разумению выдвигать некое понимание, и согласно тому, чему был наставлен в Церкви, попробуй и ты пить из родника своего дарования. В тебе присутствует природа воды живой, наличествуют долговечные вены и живительные потоки, в сообразности с разумом, если только прежде не были заполнены они землей и камнем. Но лучше ты займись раскопкой своей земли и очисткой от грязи, то есть отбрось косность в отношении твоего дарования и отряхни бездейственность сердца. //**Гомилии на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-20 **Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой** В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой, причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15-16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим (ст. 3 сл., 8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: //"лучше бо есть женитися, нежели разжизатися"// [[new:1kor:07:09|(1 Кор VII:9).]] Но это же сравнение (ст. 16-17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах [[old:chis:24:07|(Чис XXIV 7;]] [[old:is:48:01|Ис XLVIII:1]], [[old:is:51:01|LI:1-2)]] дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле - о пользовании удовольствиями супружества о одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μη - μη υπερεκχεισθω. Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют.) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. [[old:pr:07:12|VII:12]]). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением совета //"утешайся женою юности твоей"//; образ выражения прямо напоминает место из законодательства Втор XXIV:5 о новобрачных. Законная жена при этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср.[[old:pp:02:09| Песн II:9,]] [[old:pp:02:17|17;]] [[old:pp:08:14|VIII:14]]). Напоминая мужу о долге супружеской верности Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствий на стороне (ст. 19-20). **//Толковая Библия.//** [<10>]