[<10>] ====== Толкования на Притч. 6:1 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 1-2 **Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих** Поручиться за друга - значит взять чужую душу на свою ответственность или на свой страх. Поручитель как бы передает себя в распоряжение врага, потому что ручательство постоянно связывает его тем, от чего прежде он был свободен. Он связал себя обязательною порукой своей словно сетью, закрепил себя как пленник и раб собственными устами своими в том, что, уча по обязанности добру тех, кто ему поручен, он, прежде всего, сам будет подавать собою живой пример доброго согласия между учением и жизнью, наблюдая и за ними, и строго преследуя в них в том разногласие. //**Пастырское правило.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== Ст. 1-2 **Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих** //Не поручайся за друга твоего — ведь если ты не сможешь заплатить, то возьмут и постель твою из-под тебя// ([[old:pr:22:27|Притч. 22,27]]: LXX). «**Другом**» Соломон называет тело из-за отношения души к нему. Он говорит, что не следует поручаться за него, то есть удостаивать его жалости, а когда оно должно воздать трудами за добродетель, не нужно позволять ему искать отдыха. Ведь если в аскезе подвизающийся ум начинает несколько сдавать [уступая телу] и [поэтому] ему не найти, [как] воздать логос за добродетель, то бесы похищают и те виды аскезы, на которых он покоился, — это ведь и означает постель. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-5 **Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова** Частые наставления книги Притчей о вреде поручительства [[old:pr:06:01|VI:1,]] [[old:pr:11:15|XI:15;]] [[old:pr:13:18|XIII:18;]] [[old:pr:20:16|XX:16]]; [[old:pr:22:26|XXII:26]]) объясняются тем, что, по воззрениям обычного (в законе Моисеевом не записанного) древнееврейского права, поручившийся за несостоятельного должника трактовался юридически заменявшим последнего и, при обычном жестокосердии кредиторов, нередко платился за своего клиента не только собственным имуществом [[old:prsir:08:16|(Сир VIII:16;]] [[old:prsir:29:18|XXIX:18-25)]], но и личной свободой ([[old:4ts:04:01|4 Цар IV:1;]] [[new:mf:18:25|Мф XVIII:25]]. См. у Ewald'a Die Alterthummer des Volkes Israel. 3 A (1866), s. 246). Но в данном случае Премудрый со всею настоятельностью предупреждает ученика своего собственно от необдуманного, поспешного и безрассудного принятия поручительских обязательств, что без сомнения было не редкостью у юношей того времени (охота принимать на себя поручительство за другого могла у юношей обращаться в особую страсть и превращаться в азарт, наподобие дуэли у европейских народов). Самое поручительство совершалось через рукобитие: поручитель давал руку заимодавцу и кредитору (ср. [[old:pr:11:15|Притч XI:15;]] [[old:iov:17:03|Иов XVII:3]]). Указав, ученику своему великую опасность поручительства (ст. 1-2), Премудрый далее (ст. 3-5) советует ему всеми мерами освободиться от возможных неприятных последствии своего необдуманно принятого обязательства. В качестве такой меры рекомендуется (ст. 3) усиленно, даже униженно умолять должника немедленно возвратить долг заимодавцу; а затем - советуется с неослабной бдительностью - не давая сна глазам и веждам дремания (ст. 4 - по-видимому, древнееврейская пословица, ср. [[old:ps:131:04|Пс CXXXI:4]]), во что бы то ни стало, хотя бы с затратой величайших усилий, освободиться, как иногда освобождается серна или птица из ловушки (ст. 5, сн. [[old:ps:123:07|Пс CXXIII:7]]), из своего тягостного положения, созданного неблагоразумным поручительством. Вся речь о поручительстве имеет характер чисто житейской мудрости, указывая в качестве главного мотива деятельности - чувство самосохранения. [<10>]