[<10>] ====== Толкования на Притч. 6:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами** Увы, как много значит: во всякое время! Хотя бы хотел он показать что-либо доброе, сам способ говорения полон подозрения: таковой волнует народ, целые города приводит в движение. Таковой не имеет миролюбивого духа, не слышал слова Иисуса: //блаженны миротворцы// [[new:mf:05:09|(Мф 5:9)]]. Этим [Господь] учит не подавать никому повода к вражде. //**На Притчи Соломона.**// См. также Толкование на [[old:pr:06:11#svt_ioann_zlatoust|Притч. 6:11]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-19 **Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления. Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями** В стихах 12-15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16-19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее [[old:pr:04:24|(IV:24-25)]] предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику - глаз, ног, пальцев - коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. [[old:pr:02:12|II:12,]] [[old:pr:02:14|14,]] [[old:pr:03:29|III:29]]): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15, [[old:pr:01:27|I:27;]] [[old:pr:03:25|III:25;]] [[old:pr:24:22|XXIV:22]]). Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17-19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав.) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза [[old:pr:30:13|(XXX:13)]], руки, проливающие кровь [[old:pr:01:11|(I:11)]] и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма. [<10>]