[<10>] ====== Толкования на Притч. 8:25 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов** Что тварь и рождение суть не одно и то же, но далеки между собою и по естеству, и по значению самих речений, это показывает Сам Господь в тех же Притчах. Ибо сказав: //«Господь созда Мя начало путей Своих»//, присовокупил: **«прежде же всех холмов раждает Мя»**. Итак, если бы Слово по естеству и по сущности было тварью, и не было бы разности между рождением и тварью, то не присовокупил бы **«раждает» «Мя»**, но удовлетворился бы речением //«созда»// как означающим то же, что и речение «родил». Теперь же, сказав: //«созда Мя начало путей Своих в дела Своя»//, не просто присовокупил: **«раждает Мя»**, но, в сопряжении с союзом **«же»** как бы ограждая этим речение //«созда»//, говорит: **«прежде же всех холмов раждает Мя»**. Ибо речение **«раждает Мя»**, поставляемое в связи с речением //«созда»//, составляет одну мысль и показывает, что как речение //«созда»// употреблено по причине, так это **«раждает Мя»** предшествует созданию. Как если бы наоборот сказал: «Господь раждает Мя», и потом присовокупил: «прежде же всех холмов созда Мя», то, без сомнения, создание предшествовало бы рождению, так, сказав прежде созда и потом присовокупив **«прежде же всех... раждает Мя»**, необходимо показывает, что рождение предшествует созданию. Ибо, говоря: прежде всех раждает Мя, дает о Себе разуметь, что Он есть иной от всех, так как пред этим доказано было самою истиною, что из тварей ни одна другой не предшествовала, но все созданное произведено вдруг в совокупности одним и тем же повелением. Посему не то же поставлено при речении //«созда»//, что и при выражении **«раждает Мя»**. Напротив же того, при речении //«созда»// поставлено //«начало путей»//, при выражении же раждает Мя не сказал: вначале «рождает Мя», но: **«прежде всех раждает Мя...»**. А Кто прежде всех, Тот не есть начало всех, но иной от всех. Если же иной от всех, в числе же всех разумеется и начало всех, то явно, что иной от тварей. Из сего явствует, что Слово, будучи иным от всех и прежде всех сущее, впоследствии созидается началом путей в дела, по причине вочеловечения, как сказал Апостол: //«Иже есть начаток, перворожден из мертвых... да будет во всех Той первенствуя»// [[new:kol:01:18|(Кол. 1:18)]]. Поелику же такова разность выражений //«созда»// и **«раждает Мя»**, //«начало путей»// и **«прежде всех»**, то, как Бог, Творец человеков, по сказанному делается впоследствии Отцом их, ради обитающего в них Слова Его, так о Слове должно сказать наоборот: Бог, Отец Его по естеству, делается потом Творцом Его и Создателем, когда Слово облекается в тварную и созданную плоть, и соделывается человеком. Как люди, приемля Духа Сына, делаются чрез Него чадами, так Божие Слово, когда облеклось в плоть человеческую, именуется тогда созданным и сотворенным. Поэтому если мы сыны по естеству, то явно, что и Он по естеству тварь и произведение. А если мы делаемся сынами по усыновлению и по благодати, то явно, что Слово, для дарования нам благодати сделавшись человеком, изрекло о Себе: //«Господь созда Мя»//. Притом, поелику Господь, облекшись в тварное, соделался подобен нам по телу, то посему справедливо наименован и братом нашим, и первородным. Ибо хотя и после нас соделался Он ради нас человеком и братом нашим по подобию тела, однако же и при этом именуется первородным в нас, и действительно таков, потому что, когда все люди по Адамовом преступлении гибли, Его плоть прежде иных спаслась и освободилась как сделавшаяся телом Самого Слова, и мы уже спасаемся после нее как стелесники Слова. Ибо в сем теле Господь делается нашим вождем в небесное царство и ко Отцу Его, говоря: //«Аз есмь путь»// [[new:in:14:06|(Иоан. 14:6)]] и //«дверь»//, и Мною должны входить все [[new:in:10:09|(Иоан. 10:9)]]. Посему называется также и перворожденным из мертвых, не потому что умер прежде нас (умерли прежде мы), но потому что, для нас прияв смерть и приведя ее в бездействие, первый воскрес как человек, для нас воскресив тело Свое. Поелику Он воскрес, то, наконец, уже и мы Им и ради Него восставляемся из мертвых. **//На ариан слово второе.//** ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов** См. Толкование на [[old:pr:08:22#svt_grigorij_bogoslov|Прит. 8:22]] ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов** Тот, кто имел бытие до времени, был рожден, но не только до земли, но и до гор, и до холмов. И потому Премудрость имеет в виду Себя в этом месте, говоря более, чем то, что слышится. //**О Троице.**// ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов** Вечно или не вечно рождается Сын, я не говорю, пока не вникну тщательнее в сказанное: **прежде всех холмов Он рождает меня** ([[old:pr:08:25|Притч 8:25;]] LXX). <...> Если, по словам еретиков, имеющее прекратиться имело начало, то не имеющее прекратиться, без сомнения, не начиналось. А потому, что скажут о душе или об ангельской природе? Если они начались, то и прекратятся. А если не прекратятся, то, как видно из их положения, и не начинались. Но они и начались, и не прекратятся. Следовательно, несправедливо их положение, что имеющее прекратиться началось. //**О Сыне (Слово 29).**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XII. Паримия на праздники Обрезания Господня 1-го января и Благовещения 25-го марта (Притч. 8:22–30). В сей паримии Божественная Премудрость изображает себя, как личное существо, бытие которого предвечно и предшествует началу бытия мира, и которое участвовало в творении мира. **Прежде неже горам водрузитися, прежде всех холмов раждает мя** См. Толкование на [[old:pr:08:23#ep_vissarion_nechaev|Притч. 8:23]] ===== Ориген ===== **Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов** Итак, если вечно рождается Спаситель, то потому и сказано: **я родилась прежде холмов** [[old:pr:08:25|(Притч 8:25)]]; не «прежде всех холмов породил Меня», но **я родилась прежде холмов**, и рождается Спаситель вечно от Отца. Также, если бы и ты имел //Дух усыновления// [[new:rim:08:15|(Рим 8:15)]], то вечно рождал бы тебя в нем Бог сообразно каждому делу, каждому помыслу, и рождаясь так, стал бы ты вечно рожденным сыном Божиим во Христе Иисусе, Которому власть и слава во веки веков. Аминь. ---- Будем же знать, что Спаситель для нас - //сияние славы// [[new:evr:01:03|(Евр 1:3)]]. Сияние славы не единожды возникло и не рождено; но таков творческий свет сияния, сообразно каковому рождается сияние славы Божьей. Спаситель наш - //Божия премудрость// [[new:1kor:01:24|(1 Кор 1:24)]]; премудрость же есть //отблеск вечного света// [[old:prs:07:26|(Прем 7:26)]]. //**На Книгу Иеремии.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов** См. Толкование на [[old:pr:08:22#lopuxin_ap|Притч. 8:22]] [<10>]