[<10>] ====== Толкования на Притч. 9:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его** **Премудрость** - Сын Божий, сделавшийся человеком. Он приготовил Себе **дом** - плоть от Девы. **Семь столбов** - //Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия// [[old:is:11:02|(Ис 11:2)]], дух страха Божия, говорит Исаия. Или, дом - Церковь, а столпы - апостолы. Или говорит о мудром муже, потому что он тверд, имеет нужное для себя и не нуждается в чем-либо. **Дом** премудрости - Церковь, **столпы** - почитаемые столпами в Церкви. //**На Притчи Соломона.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 1-2 **Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу** Также не отступя от подобающего образа, мы можем представить столбы неба и как сами церкви, которые, будучи многими, одну всеобщую [Церковь] распространяют по всей окружности земель. Потому и апостол Иоанн писал семи церквам, что Духом предназначено быть одной всеобщей [Церкви], исполненной семиобразной благодатью. И известно нам, что от Господа говорил Соломон: **Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его** [[old:pr:09:01|(Притч 9:1)]]. Чтобы сделать понятным, что он говорит о седмице церквей, он следом приобщает самые таинства, утверждая: **заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу** [[old:pr:09:02|(Притч 9:2)]]. //**Нравственные размышления на Книгу Иова.**// ===== Свт. Лев Великий ===== **Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его** Мы суть Его плоть - плоть, происшедшая от утробы Девы. Если бы Его плоть не была такой же, как у нас, то есть не была бы истинно человеческой, Слово не обитало бы среди нас. Он истинно //обитал с нами// [[new:in:01:14|(Ин 1:14)]], ибо Он соделал природу нашего тела своей собственной. **Премудрость построила себе дом** [[old:pr:09:01|(Притч 9:1)]] не из чего-либо, но из нашей собственной сущности. То, что Он воспринял ее, видно из сказанного: //Слово стало плотию, и обитало с нами// [[new:in:01:14|(Ин 1:14)]] //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== «**Премудрость**, Бог-Слово, **построила себе дом**, св. Церковь, и в нем «**приготовила... трапезу**», – слово Божие и св. таинства, особенно же таинство Тела и Крови. И «**послала слуг своих**», св. апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю. Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдемте же все! Войдем внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери. Заруби всякий на памяти своей следующие слова Премудрости: «//согрешающий против Меня наносит вред душе своей//» [[old:pr:08:36|(Прит.8:36)]], и пожалей себя. //**Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== Ст. 1-2 **Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу** Также через Соломона Дух Святой предначертал образ жертвоприношения Господня, указав не только на закланную жертву, на хлеб и вино, но и на жертвенник и апостолов. **Премудрость**, - говорит, - **построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу** [[old:pr:09:01|(Притч 9:1-2)]]. <...> Говорится о вине растворенном, то есть пророчески предвозвещается о чаше Господней, растворенной водою и вином. //**Письма.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его** Он имеет в виду Новый Иерусалим, или святую плоть. Под семью столбами он подразумевает семикратное единение со Святым Духом, почивающим на ней... Что есть **Премудрость**, что **построила себе дом**? Христос - премудрость и сила Бога и Отца, [воздвиг Себе дом -] собственную плоть. //Ибо Слово стало плотию, и обитало с нами// [[new:in:01:14|(Ин 1:14)]]. **Вытесала семь столбов** [[old:pr:09:01|(Притч 9:1)]]. [То есть,] седмицу Святого Духа, как говорил Исаия: «И почиет на нем седмица духов Божиих» [[old:is:11:02|(Ис. 11:2)]]. //**На Притчи Соломона.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 1-2 **Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу** И скудоумному премудрость сказала: //идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное// [[old:pr:09:05|(Притч 9:5)]]. В этих словах мы действительно узнаем Божию Премудрость, то есть совечное Отцу Слово, создавшее Себе в девственном чреве дом - тело человеческое, и к этому телу, как члены к главе, присоединившее Церковь, заклавшее жертвы мучеников, приготовившее трапезу из вина и хлебов, в которых проявилось и священство по чину Мельхиседека, призвавшее безумных и бедных смыслом. //**О Граде Божьем.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его** Мы говорим поэтому, что, когда он сказал в его предыдущей речи, что **премудрость построила себе дом** [[old:pr:09:01|(Притч 9:1)]], он говорит загадочно о созидании плоти Господа. Ибо истинная Мудрость не может жить в каком-то ином строении, но строит дом себе в плоти Девы. //**Эранист.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его** Поскольку о вечности божества Христа сказано достаточно, Соломон прибавляет об усвояемом [Им] человечестве. Итак, **Премудрость построила себе дом**, потому что Сын Божий человека, которого в единство Своего лица принял, Сам сотворил. **Вытесала семь столбов**. Она семивидной благодатью Духа воздвигнула в мире церкви, которые дом ее, то есть таинство воплощения ее, держат, как бы подпирая, чтобы злобой неверных не упразднилось воспоминание верой, поклонением и проповедью. И конечно, дом Премудрости - это Церковь Христа, столбы - учителя святой Церкви, исполненные семивидным Духом, такие как Иаков, Кифа и Иоанн. Премудрость вытесала эти **семь столбов**, без сомнения, потому что воздвигла умы проповедников, удаляя от любви к веку сему ради попечения об устроении этой Церкви. //**На Притчи Соломона.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских** Если в гл. VIII говорилось об участии Премудрости в деле миротворения и промышления Божия (ст. 27-31), и люди вообще призывались к послушанию Премудрости, то здесь в гл. IX говорится - под образом основанного Премудростью дома (ст. 1) - об устроении Ипостасной Премудростью Царства Божия или Церкви среди людей для их духовного питания, просвещения и освящения, и все люди нарочито приглашаются в этот дом Премудрости на приготовленную Ею трапезу. Премудрость божественная - эта великая художница или строительница [[old:pr:08:30|(Притч VIII:30)]] с момента начала миротворения, - в исторические времена основала на земле великий дом Свой (там же ст. 34), который, конечно, вместе есть дом Божий [[old:ps:083:11|(Пс LXXXIII:11)]]. Дом Премудрости Божией есть, очевидно, Царство Божие или Церковь, основание которой Божественным Домостроительством было положено еще в раю; это Царство Божие, затем во многообразии священных библейских событий и лиц, теократических установлений и учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божием [[new:1tim:03:15|(1 Тим III:15;]] [[new:evr:03:06|Евр III:6;]] [[new:otkr:03:12|Откр III:12)]]. Дом премудрости основан на семи столбах (ст. 1), т. е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле полноты, законченности, совершенства [[old:gen:04:24|(Быт IV:24;]] [[old:ps:011:07|Пс XI:7;]] [[new:mf:18:21|Мф XVIII:21-22)]]. Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена многоразличными дарами и дарованиями - всем, что нужно для ее благоустройства, процветания и славы. Толкование числа семи столбов в точном значении дало большею частью неудачные опыты, таково древне-иудейское толкование - в смысле 7 небес, с которых сошла Тора и дарована людям (Midr. S. 25), еще менее в смысле 7 свободных искусств (Heidenheim) или 7 первых глав книги Притчей (Hitzig), наконец, 7 свойств вышней мудрости по исчислению Иакова [[new:iak:03:17|(Иак III:17)]]. Заслуживает лишь внимания христианско-церковное толкование семи столбов в смысле семи даров Св. Духа [[old:is:11:02|(Ис XI:2-3,]] сн. [[new:otkr:01:04|Откр I:4,]] [[new:otkr:01:12|12;]] [[new:otkr:03:01|III:1;]] [[new:otkr:04:05|IV:5)]], затем - семь таинств и под. Блага царства Божия, основанного Премудростью, изображаются здесь (ст. 2) под образом приготовленной Ею трапезы мяса мирной жертвы (евр.: //тебах//, LXX: θύματα, Vulg.: victimas) и растворенного - водой или пряностями - вина (ср. [[old:is:05:22|Ис V:22;]] [[old:pr:23:30|Притч XXIII:30]]), как и в Евангелии Господь изображал блага Царства Божия на земле и Царства Небесного под образом трапезы ([[new:mf:22:01|Мф XXII:1;]] сл. [[new:lk:14:16|Лк XIV:16;]] сл. [[new:lk:22:30|XXII:30]]). Частнее, при свете Нового Завета, под этой трапезой Премудрости, можно разуметь Евхаристию или таинство тела и крови Христовой. К этой Божественной трапезе Премудрость призывает людей через посланных Ею рабов (ст. 3), как и в евангельских притчах о званных на царскую вечерю гости приглашаются через рабов царских ([[new:mf:22:start|Мф XXII,]] сл. ;[[new:lk:14:16| Лк XIV:16]] сл.). Под этими рабами-глашатаями надо разуметь всех когда-либо посланных Богом и Его Премудростью - проповедников истины Божией для созидания среди людей Божественной теократии, в Ветхом Завете - пророков, в Новом Завете - апостолов [[old:is:52:07|(Ис LII:7;]] [[new:rim:10:15|Рим X:15-18)]]. [<10>]