[<10>] ====== Толкования на Притч. 9:10 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум** Незнание есть результат невоспитанности и необразованности. Только в результате обучения постигаем мы науки божественные и человеческие. Если же кто-нибудь будет возражать мне на том основании, что жить добродетельно могут как бедные, так и богатые и что невоспитанность и полное невежество наравне с ученостью дают знание вещей божественных и человеческих, то мы скажем вопреки этому, что человек образованный легче и скорее заявит о себе какой-нибудь добродетелью, хотя не следует это понимать так, будто без образованности добродетель не может быть усвоена, а лишь в том смысле, что у обученных и //чувства навыком приучены к различению добра и зла// [[new:evr:05:14|(Евр 5:14)]]. //Ненависть//, - говорит Соломон, - //возбуждает раздоры, а кто хранит наставление, тот на пути к жизни// [[old:pr:10:12|(Притч 10:12,]] [[old:pr:10:17|17)]]. //**Строматы.**// ===== Тертуллиан ===== **Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум** Строгость нравов есть показатель достоинства веры. Они отрицают страх Божий, поэтому им все позволено и все разрешено. А где еще не страшатся Бога, как не там, где Его нет? Где нет Бога, там нет и истины, а где нет истины, там неизбежна и такая дисциплина. А где Бог, там и **страх Божий**, который есть //начало премудрости// [[old:pr:01:07|(Притч 1:7)]]. Где страх Божий, там и достойная серьезность, ревностное прилежание, беспокойная забота, вдумчивое посвящение в сан, обдуманное общение, продвижение по заслугам, благоговейное подчинение, преданное служение, скромное появление, единая Церковь и все - Божье. //**О предписаниях против еретиков.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни** Речь Премудрости заканчивается указанием того главного основания, на котором зиждется серьезное искание мудрости (ст. 10), - и благодатных плодов или спасительных последствий истинной мудрости для стяжавшего ее (ст. 11). Началом мудрости является страх Божий (10а, сн. [[old:pr:01:07|I:7]]) и благоговейное познавание Бога: //"познание Святаго - разум"// (10б). (Этот перевод следует, по закону параллелизма, предпочесть греческому LXX: Βουλὴ αγίων σύνεσίς, слав.: //совет святых разум//. Скорее можно бы принять перевод Вульг.: scientia sanctorum prudentia); LXX, слав. в конце ст. 10 имеют добавление: τὸ γάρ γνῶναι νόμον διανοίας ἐστίν ἀγαθῆς; слав.: //разумети бо закон помысла есть благаго.// Добавление это отсутствует во многих греческих кодексах (23, 68, 106, 109, 248, 252, 295 у Гольм., в Альд. Алекс., у Климента Александр.), не имеется и в Вульгате: по-видимому - позднейшая глосса, хотя и отвечающая контексту речи. Ст. 11 представляет одно из нередких в Книге притчей обещаний долголетия за исполнение уроков мудрости (сн. [[old:pr:03:02|III:2,]] [[old:pr:03:16|16,]] [[old:pr:03:21|21;]] [[old:pr:04:10|IV:10,]] [[old:pr:04:15|15;]] [[old:pr:10:27|X:27]]). Рассмотренный отдел [[old:pr:09:01|Притч IX:1-11]] читается в храмах в качестве паримии на Богородичные праздники, поскольку здесь предизображается Ипостасная Премудрость не в предвечном бытии Своем, а в состоянии воплощения; мысль же о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери, послужившей орудием воплощения Сына Божия (см. у //еп. Виссариона//, с. 103-104). [<10>]