[<10>] ====== Толкования на Притч. 10:11 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-14 **Уста праведника - источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга. Мудрые сберегают знание, но уста глупого - близкая погибель** Продолжается изображение доброго и злого, мудрого и глупого - в отношении их обращения с ближними и влияния на них, преимущественно со стороны речи или способности и манеры пользоваться словом. Если вообще речь человеческая сравнивается с волнами и потоками вод [[old:pr:18:04|(Притч XVIII:4;]] [[old:pr:20:05|XX:5)]], то речь праведного - по ее прямоте и назидательности - называется здесь (ст. 11) источником жизни, тогда как из уст нечестивого выходит только насилие. Этому насилию и пагубному влиянию его на общество способствует именно наполняющая его ненависть. Напротив, //"любовь покрывает все грехи"// (ст. 12, ср. [[new:1pet:04:08|1 Пет IV:8;]] [[new:iak:05:20|Иак V:20;]] [[new:1kor:13:04|1 Кор XIII:4]]), т. е. снисходит к ошибкам ближнего, не распространяет о нем худой молвы (ср. [[old:pr:17:09|XVII:9]]), вообще всячески содействует миру. В ст. 13-14 новая противоположность мудрого и неразумного: первый восприимчив к простому наставлению мудрости, для второго требуется физическое воздействие (ст. 13); первый, уразумев истину, не спешит сообщать ее всем и каждому, напротив, соблюдает осторожность в речи, сообразуется с степенью восприимчивости слушателей; глупый, напротив, болтлив - к своей гибели (ст. 14). [<10>]