[<10>] ====== Толкования на Притч. 10:19 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен** Послушай, каким образом вторгается грех. **При многословии**, - говорит Соломон, - **не миновать греха** [[old:pr:10:19|(Притч 10:19)]]. Изошло много слов, а вошел грех, ибо в многословии исходящее слово становится тщетным. И падает человек в неразумии своем, ибо и сама речь, не ведающая меры, есть грех великий. //**О Каине и Авеле.**// ---- Велика добродетель молчания, особенно в Церкви. Ни одна мысль божественных чтений не ускользнет от тебя, если ты приклонишь ухо и закроешь уста. Никакого слова, которое ты желала бы сказать, не выпускай из уст твоих, но да будет сдержаннее смелость твоя в речах. Ибо великий грех в многоглаголании. Человекоубийце, дабы он не согрешил еще более, сказано: ты согрешил, и замолчи, а деве нужно сказать: молчи и не согрешишь. Мария, как мы читаем, все, что говорилось о Сыне, сохранила в сердце своем, и ты, когда во время [церковного] чтения возвещается о будущем пришествии Христа, или разъясняется о Его бывшем пришествии, не производи шума речами, а будь внимательна. Может ли быть что-нибудь недостойнее, чем заглушать шумом Божественные речения, так что их нельзя и слышать, и проникнуться верой в них, и понять их. Нехорошо оглашать беспорядочными криками святыню и тем самым мешать речи, произносимой ради общего спасения. //**О девственницах.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **При многословии не миновать греха** Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души, которые если открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить, сколько и что хочет. Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя видеть, не слыша слышать, не осязая осязать. Что внутри мечтание, то вне многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно. К тому же, с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние - эти буре подобные разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха при многословии?! //**Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен** Очисти душу свою, да сможешь мудростью Его знать, что должно, и волею Его знать, как следует исполнять заповеди. Кто радуется злым, сам злее их. Нечистые слова - шум и звук пустой. **При многословии не миновать греха**. Многословие - признак распущенности. //**На Диатессарон Татиана.**// ===== Прп. Венедикт Нурсийский ===== **При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен** Если и от добрых речей надобно иногда воздерживаться ради добродетели молчания, то сколь более подходит избегать плохих речей из страха наказания за грех! Итак, по причине преимущественного достоинства молчания даже совершенным ученикам редко должно быть даваемо позволение говорить, и притом о предметах святых, добрых, назидательных, ибо написано: **При многословии не миновать греха** и еще: //кроткий язык - древо жизни// [[old:pr:15:04|(Притч 15:4)]]. Говорить и учить надлежит учителю, ученику же приличнее слушать и молчать. //**Устав.**// ===== Лопухин А.П. ===== **При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен** См. Толкование на [[old:pr:10:15#lopuxin_ap|Притч. 10:15]] [<10>]