[<10>] ====== Толкования на Притч. 11:11 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XVI. Паримия в пятницу третьей седмицы Великого поста (Притч. 10:31–32, 11: 1–12). В сей паримии проводится сравнение, в разнообразных отношениях, праведных и нечестивых. Читается также в праздник Обезания Господня и в дни памяти святителей и преподобных или в цельном виде, или с опущением некоторых стихов. **В благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопается** (разорится) Счастлив **город** или общество, в котором преобладающее значение имеют люди **праведные**, – благочестивые и добродетельные. Чрез их **благословение город возвысится**, т.е. достигнет цветущего состояния в бытовой жизни. Под **благословением** разумеются здесь, судя по противоположности его во втором полустишии **устам нечестивых**, благие речи, свойственные людям **праведным**, именно исходящие из **уст** их благожелательные советы, увещания, вразумления, утешения, предостережения. Речи эти сами по себе могут быть простые, немногосложные, выражать истины общеизвестные; но они неотразимо действуют на душу, потому что, исходя из **уст праведного**, они подкрепляются силою его примера и дышат искренностию и любовию к людям. Плодотворное действие этих речей обнаруживается не только в нравственной жизни, но и в житейском быту. Господствующий в обществе под влиянием этих речей дух благочестия, миролюбия, справедливости, привлекает на общество благословение Божие, необходимое условие внешнего благосостояния. Но горе обществу, в котором преобладают **нечестивые**! **Устами нечестивых** разорится **город**, потому что эти **уста** изрыгают слова нечестия, развращения ближних, сеют раздор между гражданами, вооружают одних против других, распространяют ложь, обман и клеветы. Тяжело жить честным и благочестивым людям в городе, где уста нечестивых не встречают противодействия со стороны власти и частных лиц. Честные и благочестивые люди бегут из этого **города**, ища безопасности в других местах, – и **город**, покинутый честными гражданами, в лице их лишается главной опоры своего благосостояния и разоряется, а тем из них, которые остаются в **городе**, не до того, чтобы устроять свое благосостояние: все заботы их направлены к самосохранению, к сбережению себя от злонамеренных сограждан. //**Толкование паремии из книги Притчей**// ===== Лопухин А.П. ===== **Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается** См. Толкование на [[old:pr:11:01#lopuxin_ap|Притч. 11:1]] [<10>]