[<10>] ====== Толкования на Притч. 12:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство** Намеревающийся жениться пусть ищет не только спутницу жизни, но и добродетели. Невозможно мужу не погибнуть, когда жена развращена; потому ищи добродетели, а не богатства. Хорошая, добродетельная сделается славным венцом; худая же, подобно червю, находящемуся в самом сердце, незаметно мало-помалу приводит к гибели. А всего ужаснее то, что, незаметно для окружающих, вливает внутрь яд и изнуряет несчастную душу. Или иначе: добродетель украшает своего последователя, порок же делает порочного ненавистным. Промышления праведных - суды потому, что судятся и простые, или потому, что праведные постоянно размышляют о судах и заповедях Божиих, или потому, что всегда производят суд по разуму, так как у нас есть судья - ум, оценивающий всякую добродетель по сравнению с противоположным ей пороком; последний он осуждает, первую же оправдывает. //**На Притчи Соломона.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== Ст. 4-5 **Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство** Венцом для жены должен быть муж, а венцом для мужа должен быть брак. Цветы брака суть дети от обоих; с лугов плоти их пожинает Божественный Земледелатель. //Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их// [[old:pr:17:06|(Притч 17:6)]], говорит Писание. Для нас же венком является Отец вселенной, а венцом всей Церкви является Христос. //**Педагог.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XVII. Паримия в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Притч. 11:19–31, 12:1–6). **Жена мужественная** (доблестная) **венец мужу своему. Якоже в древе червь, тако мужа погубляет жена злотворная** Счастлив **муж**, имеющий доблестную **жену**, – крепкую духом и телом, силою духа побеждающую немощи своего пола, неутомимо пекущуюся о его спокойствии, о семействе и хозяйстве. Такая **жена** – **венец мужу своему**, – или честь и похвала в его глазах и во мнении народа. Но горе **мужу**, имеющему **жену злотворную**, своим поведением наносящую только вред своему **мужу**! О великости этого вреда можно судить по сравнению с вредом для **дерева**, подтачиваемого **червем**. Такое **дерево** чахнет и погибает. Равно и злотворная жена, словно **червь**, подтачивает здоровье **мужа**, волнует и терзает его дух, портит детей и истощает его хозяйство. //**Толкование паремии из книги Притчей**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-11 **Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство. Речи нечестивых - засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. Коснись нечестивых несчастие - и нет их, а дом праведных стоит. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен** На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) - так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. [[old:pr:31:10|31:10]] след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. [[old:prsir:25:11|Сир. 25:11]] и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5-6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. [[old:pr:10:25|10:25)]], а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона [[old:ish:20:10|(Исх. 20:10;]] [[old:ish:22:04|22:4-5;]] [[old:lev:22:28|Лев. 22:28;]] [[old:vtor:25:04|Втор. 25:4)]], предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными. [<10>]