[<10>] ====== Толкования на Притч. 13:9 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XIX. Паримия в среду четвертой седмицы Великого поста (Притч. 12:23–28; 13:1–9). **Свет праведным всегда, свет же нечестивых угасает** Идет речь о благодушии **праведников**, которое представляется здесь под образом солнечного **света**, ибо как появление солнечного **света** после ночной темноты радует зрителя, так благодушие и радость водворяется в душе **праведника**, озаряемого **светом** благоволения Господня [[old:iov:12:22|(Иов. 12:22]], [[old:iov:22:28|22:28)]]. Чувство этой радости и благодушие присуще душе **праведника** всегда, не только в счастии, но и среди бед и напастей; ибо как бы ни были велики эти беды и напасти, он утешает себя надеждою на милость Божию, ибо рано или поздно от лица Божия //«свет воссияет праведнику и правым сердцем веселие»// [[old:ps:096:11|(Пс. 96:11)]]. Притом благодушие среди бед и скорбей поддерживается в душе праведника миром совести, не возмущаемой грехами. Не таково состояние **нечестивых**: их **свет угасает**, – их благодушие, равно как благосостояние, непрочно. Их успехи в делах житейских, приобретаемые неправдою и беззакониями, непродолжительны. Разражается над нечестивцем буря гнева Божия и погашает его **свет**, его радость, ибо разрушает его благосостояние. **Души льстивые** (коварные) **заблуждают во гресех, праведнии же щедрят**(жалеют) **и милуют** В этих дополнительных словах рассматриваемого стиха, не имеющих связи с предыдущими словами его, указывается на милосердие и сострадание **праведных** к людям **коварным**. Последние не сознают тяжести своих грехов и уверены, что нельзя поступать лучше того, как они поступают. Они слишком пристрастны к себе, чтобы видеть свое заблуждение и обвинить себя. Но **праведники** видят то, чего те не видят, и искренно сожалеют заблуждающихся. //**Толкование на паримии из Книги Притчей.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает** См. Толкование на [[old:pr:13:04#lopuxin_ap|Притч. 13:4]] [<10>]