[<10>] ====== Толкования на Притч. 13:26 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение** Не для еды и питья мы созданы, а для познания Бога. **Праведник**, говорится, **ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение** [[old:pr:13:26|(Притч. 13:26)]], ибо он предан своим постыдным пожеланиям, которым нет конца. //**Педагог.**// ===== Ориген ===== **Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение** Следует усматривать в благодеянии согласно закону явственную пищу для души; она насыщает не целого человека, но только душу. Следует воспринимать из Евангелия и глубокое, и простое, поскольку не следует душе чуждаться забот о пропитании и одежде, но, упражняясь, следует быть уверенной в том, что благополучие происходит от Бога, если заботиться лишь о необходимом. //**Против Цельса.**// ---- Если ты это воспримешь по буквальному значению, как-то: **Праведный, питаясь, насыщает свою душу, души же нечестивых голодны** ([[old:pr:13:26|Притч. 13:26;]] LXX), то это будет выглядеть ошибочно. Ведь куда больше души нечестивых потребляют пищу с алчностью и стремятся к сытости; меж тем как праведные голодают. Собственно, Павел был праведным и говорил: //даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся// [[new:1kor:04:11|(1 Кор. 4:11)]]. И вновь утверждает:// ...в голоде и жажде, часто в посте// [[new:2kor:11:27|(2 Кор. 11:27)]]. И каким же образом говорит Соломон: **Праведный, питаясь, насыщает свою душу**? Но если ты внимательно всмотришься, как праведник постоянно и непрерывно вкушает //хлеб живой// [[new:in:06:51|(Ин. 6:51)]], и наполняет душу свою, и насыщается пищей небесной, которая есть слово Божье и Его мудрость, то обнаружишь, как по благословению Божию вкушает праведник хлеб свой в сытости. //**Гомилии на Книгу Левит.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XX. Паримия в четверг четвертой седмицы Великого поста (Притч. 13:20–26, 14:1–6). **Праведный ядый насыщает душу свою, душы же нечестивых скудны** **Праведник** всегда сыт, потому что благодаря своему трудолюбию, бережливости и неприхотливости не знает скудости в средствах жизни. Напротив, **нечестивые** доводят себя до скудости своею расточительностию, роскошью, и нередко лишаются насущного пропитания. – Можно и несколько иначе толковать этот стих: не всегда **праведник** обилует средствами жизни; но и немногое, приобретенное трудами рук его, для него достаточно. Он сыт, довольствуясь малым; излишнего он не имеет, но и прихотей не знает, и потому, если есть у него насущный хлеб, благодарит за сие Бога, как за величайшую милость: **душа** его **насыщена**, – желания его удовлетворены, – большего он не желает, тогда как **нечестивые**, одержимые ненасытным сластолюбием, никогда не чувствуют себя удовлетворенными, их ничем не насытишь, чревоугодию их нет границ. //**Толкование на паримии из Книги Притчей.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение** См. Толкование на [[old:pr:13:19#lopuxin_ap|Притч. 13:19]] [<10>]