[<10>] ====== Толкования на Притч. 15:8 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему** Так здесь находим мы заповеди о других вещах, например, о молитве. **Молитва праведных благоугодна Господу** [[old:pr:15:08|(Притч 15:8)]], - говорит Писание. Но и род, и образ молитвы здесь показывается. //Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом,// говорит Писание, //когда увидишь нагого, - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя// [[old:is:58:07|(Ис 58:7-8)]]. //**Педагог.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-15 **Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему. Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит. Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих. Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет. Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает. Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью. Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир** В ст. 8-9 высказывается весьма часто повторяемая священными писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы, молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом ([[old:pr:21:27|Притч XXI:27;]] [[old:is:01:11|Ис I:11;]] [[old:is:66:03|LXVI:3;]][[old:ier:06:20| Иер VI:20;]] [[old:os:05:06|Oc V:6;]] [[old:os:08:13|VIII:13;]] [[old:am:05:21|Ам V:21-22]] и др.). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9-10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. //шеол// и гибель, евр. //Аваддон// (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. [[old:pr:27:20|Притч XXVII:20]]; [[old:iov:26:06|Иов XXVI:6;]] [[old:iov:28:22|XXVIII:22]]); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел - царь бездны [[new:otkr:09:11|(Откр IX:11)]]. Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср.[[old:ps:138:start| Пс CXXXVIII]]). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13-15). [<10>]