[<10>] ====== Толкования на Притч. 17:21 ====== ===== Ориген ===== **Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется** Здесь Соломон Бога называет отцом, Его человеколюбие - матерью, каковая и сподвигла Его на воплощение и претерпевание страданий ради нас. Бог и Отец наш не гордится сыном по усыновлению, который не взращен Божьей премудростью и познанием, но предал себя злу и пороку. А благоразумный сын доставляет радость матери своей - Божию человеколюбию, каковая и приближает нас к самому Богу и Отцу, как сыновей, недокормленных [ее] молоком и стремящихся к твердой пище духовной, дабы стал нашим братом по уподоблению Сын Его Иисус Христос, и мы так вступили в гражданство [Царства Небесного] по делу и слову. Мать нам и Церковь, которую Духом Своим Святым Отец и Бог взял в супруги, ибо всегда рождает Он через нее своих сыновей и дочерей; и от тех, кто взращены по Божию познанию и премудрости испытывает довольство и Бог, Отец наш, и мать наша Церковь. А от пребывающих в невежестве весьма удручается и скорбит, поскольку желают они не совершить обращение и спастись, но оставаться во зле. //**На Притчи.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-26 **Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется. Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли. Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей. Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду** Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети - или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. [[old:pr:10:01|X:1]]; [[old:pr:15:20|XV:20;]] [[old:pr:23:24|XXIII:24]]). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. [[old:pr:15:13|XV:13]]). Ст. 23 - о подкупе в суде (ср. [[old:pr:21:14|XXI:14]]). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср.[[old:pr:04:25| IV:25]]) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и [[old:pr:10:01|X:1]]. Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности. [<10>]