[<10>] ====== Толкования на Притч. 19:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-15 **Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый. Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему подарки. Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет. Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам. Гнев царя - как рев льва, а благоволение его - как роса на траву. Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба. Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа. Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод** Ст. 1 почти дословно повторяется в [[old:pr:28:06|XXVIII:6]] - с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово "богатый" - //ашир//, а не "глупый" - //кесил//, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение [[old:pr:28:06|XXVIII:6]], почему и чтение данного места [[old:pr:19:01|XIX:1]] должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2-3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6-7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта - факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн.[[old:pr:14:20| XIV:20]]). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. [[old:pr:06:19|VI:19;]] [[old:pr:14:05|XIV:5]]); о том же - и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами - богатства, власти и подобного - необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11-15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни. [<10>]