[<10>] ====== Толкования на Притч. 19:25 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление** Не хорошо, духовник, не обличать никого, но и обличать всех тоже нехорошо. Ибо мудрые и наученные от обличения получают пользу: **«Аще же обличаеши мужа разумна, уразумеет чувство»**. Но и те, кто исповедуются дерзостно и с жестоким сердцем, нуждаются в обличении, по написанному: //«Обличай их строго»// [[new:tit:01:13|(Тит. 1, 13)]]. Ненаученные же не принимают обличений: //«Не возлюбит//, - говорит, - //ненаказанный обличающих его»// [[old:pr:15:12|(Притчи 15, 12)]]. Нельзя обличать и боязливых, чтобы они из-за страха не впали в отчаяние; тех, кто исповедуется с умилением, ибо они нуждаются не в обличении, а скорее в утешении; людей, занимающих высокие посты, по написанному: //«Старца не укоряй, но увещевай, как отца»// [[new:1tim:05:01|(1 Тим. 5, 1)]]. Но иногда и высокие чины нуждаются в обличении, смешанном с некоторыми похвалами, как и Бог в Откровении поступает с епископами семи асийских Церквей [[new:otkr:02:03|(Откр. 2, 3)]]. Но обличать, духовник, ты должен помалу, как обличает и Сам Бог, как написано: //«Заблуждающих помалу обличаеши»// [[old:prs:12:02|(Прем. Сол. 12, 2)]]. И просто сказать, твои обличения всегда должны быть смешаны со сладостью и кротостью, как заповедует Павел: //«С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния»// [[new:2tim:02:25|(2 Тим. 2, 25)]]. Подходящим для обличения временем является время после исповеди грешника, когда он немного выйдет из тьмы и дурмана греха. //**Руководство к исповеди.**// ===== Ориген ===== **Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление** Если же ты хочешь обрести свидетельство Писания о том, что и ради воспитания других грешники наказываются, если даже не поддаются они уврачеванию, поскольку некогда закоренели в отрицании, прислушайся к Соломону, утверждающему в Книге Притчей: **Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным** [[old:pr:19:25|(Притч 19:25)]]. Он не говорит, что сам наказываемый станет благоразумнее и рассудительнее посредством наказания, но - переменится простец от неразумия к ведению через учиненную кощуннику кару, ибо здесь это обозначено именем благоразумия. И испытывает простец перемену, когда видит, как наказывают других. Стало быть, наказание, осуществляемое над другими, полезно нам, если, конечно, станем мы достойными спасения от наказания других. //**На Книгу Иеремии.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление** См. Толкование на [[old:pr:19:16#lopuxin_ap|Притч. 19:16]] [<10>]