[<10>] ====== Толкования на Притч. 20:1 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен** Писание под образом вина обозначило, следовательно, таинственный символ Святой Крови. Указывая же на дурные последствия пьянства, оно говорит: **Вино - глумливо, сикера - буйна, и всякий увлекающийся ими - неразумен** [[old:pr:20:01|(Притч 20:1)]]. //**Педагог.**// ===== Прп. Пахомий Великий ===== **Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен** Как сказано: //священник и пророк спотыкаются от крепких напитков// [[old:is:28:07|(Ис 28:7)]]. **Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, не свободен от греха** (ср. [[old:pr:20:01|Притч 20:1]]). Вино - благо, когда употребляется с умеренностью. //Если устремишь глаза свои на чаши и сосуды, то впоследствии будешь ходить обнаженнее белильного дерева// ([[old:pr:23:31|Притч 23:31;]] LXX). Поэтому те, кто готовятся стать учениками Иисуса, должны воздерживаться от вина и пьянства. //**Катехизис.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-5 **Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя. Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен. Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего. Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их** Предостережение от излишнего употребления вина не раз встречается у Премудрого (см. [[old:pr:23:29|XXIII:29]] сл.); как и в других местах св. Писания [[old:is:28:07|(Ис XXVIII:7;]] [[new:ef:05:18|Еф V:18)]], и здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности духа, сознания человека, - как зло, лишающее духовную жизнь человека ее нормального течения, в частности - духовной мудрости и нравственного совершенства. Ст. 2 сн. [[old:pr:19:12|XIX:12;]] [[old:pr:16:14|XVI:14]]: во всех этих, как и некоторых других местах книги Притчей, царь является идеальной силой, нравственным мерилом истинной законности. Затем указываются противоположные истинной мудрости качества: сварливость (ст. 3) и леность (ст. 4), а потом приводится положительное свойство мудрости - проницательность, способность проникать в сердца людей, при всей таинственности области внутренней жизни человека (ст. 5, сн. [[old:pr:18:04|XVIII:4]]). [<10>]