[<10>] ====== Толкования на Притч. 21:1 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его** Если же **сердце царя - в руке Господа** [[old:pr:21:01|(Притч 21:1)]], то царь спасается не силою оружия, но Божиим руководством. Ибо в руке Божьей не всякий, но достойный имени царя. //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его** Царю боголюбивому прилично предпочитать всему любоведение и вожделевать небеснаго; ибо в таком случае подлинно будет **сердце в руке Господа** [[old:pr:21:01|(Притч 21:1)]]. Итак, поскольку благочестие твое пожелало от нас узнать о вере вселенской Церкви, то, возблагодарив за это Господа, вознамерились мы паче всего напомнить твоему благочестию веру, исповеданную отцами в Никее. //**Письмо императору Иовиану.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его** И ты вручи душу свою в руки Господа. И не только тогда, когда она покинет тело, но и тогда, когда она находится в теле, она в руках Господа, ибо ты не ведаешь, откуда пришла она и куда идет. Она и в тебе, и с Богом. **Сердце царя - в руке Господа** [[old:pr:21:01|(Притч 21:1)]], и Им правится и руководится. Я говорю не о той силе, которая в руках, но о той, которая в благоразумии, умеренности, благочестии и праведности. Если сердце человека - в руке Бога, то тем более - душа. //**О благе смерти.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его** Как [дьявол] вначале солгал, так лгал и в конце, говоря: «Все это предано мне и кому хочу даю». Но не он определил царство века сего, а Бог, ибо **сердце царя - в руке Господа** [[old:pr:21:01|(Притч 21:1)]]. И чрез Соломона Слово говорит: //Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли// [[old:pr:08:15|(Притч 8:15-16)]]. //**Против ересей.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его** Впрочем, Бог позволяет и нам быть царями земли, чтобы мы царствовали над землею и повелевали своей собственной плотью. Как и говорит апостол: //да не царствует грех в смертном вашем теле// [[new:rim:06:12|(Рим 6:12)]], - и в другом месте написано: **Сердце царя в руке Господа.** Было ли сердце Юлиана-преследователя в руке Божией? Сердце Саула в руке Божией? Сердце Ахава в руке Божией? Сердца всех нечестивых царей иудейских в руке Божией? Ты видишь, что о буквальном понимании здесь не может и речи идти. Таким образом, цари здесь - это святые, это их сердце в руке Господа. И будем молить Бога о том, чтобы быть царями и править своей плотью, чтобы она повиновалась нам. Как и говорит апостол: //Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным// [[new:1kor:09:27|(1 Кор 9:27)]]. Да приказывает душа наша, и да повинуется тело, и тотчас войдет Христос и будет жить в нас. //**Трактат на Псалмы.**// ---- Написано: **Сердце царя - в руке Господа** [[old:pr:21:01|(Притч 21:1)]]. Так неужели сердце нечестивейшего Юлиана было в руке Божьей? Никоим образом. Или Нерона, Максимиана и Деция, которые гнали христиан? Конечно, нет. Но говорит он о тех, которые управляют грехом, потому что в руке Божьей сердце тех, которые побеждают пороки и страсти души, и управляют грехом... А сердце гонителей - Юлиана, Нерона и Деция? Нет, **сердце царя - в руке Господа** [[old:pr:21:01|(Притч 21:1)]], - царя, который управляет своим телом, подчиняет свое тело и заставляет служить себе, чтобы, проповедуя другим, сам не мог отклониться. Это такие цари, о которых сказала Премудрость в Книге Притчей: «Он дает царство царям». //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Тертуллиан ===== **Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его** А кроме того, такова воля Господа: взгляни на положение дел в царствах - и особенно, в империях, - установленное Богом, в руке Которого пребывает сердце каждого правителя. Какие изо дня в день поступают средства от регистрации собственности, налогов, пошлин и пожертвований для увеличения дохода государства! Но никогда вплоть до настоящего времени не возникло идеи взыскивать что-нибудь похожее на откуп ни с отдельных христиан, ни со всей церковной организации, хотя доход от такого множества людей мог бы быть получен значительный. Кровью мы куплены, кровью за нас заплачено, и ни сестерция с головы мы платить не должны, ведь наша глава - Христос. Не подобает, чтобы Помазанник стоил нам денег. Да и каким образом могли бы возникнуть мученики во славу Господа, если бы за свободу церковной организации мы платили подати? Таким образом, тот, кто себе свободу выторговывает за деньги, противится Божьему промыслу. //**О бегстве во время гонений.**// ---- //Да приидет Царствие Твое// - относится к тому же, что и //да будет воля Твоя// ([[new:mf:06:10|Мф 6:10,]] [[new:lk:11:02|Лк 11:2]]), то есть к нам. Ибо когда же Тот не был Царем, в руке Которого сердце всех царей? Но чего бы мы себе ни желали, к Нему обращаем наше чаяние и Ему приписываем то, чего от Него ожидаем. <...> [//Да придет Царство Твое//] - чаяние христиан, смятение язычников, ликование ангелов, ради которого мы страдаем, - нет, лучше сказать: за которое мы молимся. //**О молитве.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва** Образ "потоков (или каналов) вод" (ст. 1) заимствован из обычая Египта, Сирии, Палестины, Халдеи - удобрять землю для хлебов, фруктов и овощей посредством искусственного полеорошения - посредством орошения небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что, подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод дает мысль о благотворности царской власти (ср. [[old:ps:001:03|Пс I:3;]] [[old:is:32:02|Ис XXXII:2]]), - мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср. [[old:pr:20:02|XX:2,]][[old:pr:20:08| 8,]] [[old:pr:20:28|28]] и др.). Ст. 2 сн. [[old:pr:16:02|XVI:2,]] [[old:pr:16:25|25]]). Мысль ст. 3 о предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред жертвоприношениями (сн. [[old:pr:15:08|XV:8]]) обща учительным книгам (см. напр., [[old:ps:049:07|Пс XLIX:7]] сл.) с пророческими [[old:mih:06:06|(Мих VI:6-8,]] [[old:is:01:11|Ис I:11]] сл. сн.[[old:1ts:15:22| 1 Цар XV:22)]] и составляет предвестие учения Спасителя, что //"вящшая закона - суд, милость и вера"// - [[new:mf:23:23|(Мф XXIII:23)]]. [<10>]