[<10>] ====== Толкования на Притч. 23:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **Аще сядеши вечеряти на трапезе сильнаго, разумно разумевай предлагаемая тебе, и налагай руку твою, ведый, яко сицевая тебе подобает уготовити** **Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою** [[old:pr:23:01|(Притч 23:1)]]. Христос есть истинный властелин; Его трапеза и снеди - слова Его учения и вечные блага, которые Он уготовал любящим Его. Садится вечерять за Его трапезой всякий христианин. Разумно понимающий, чему Иисус учил словами и делами, **протягивает руку свою** ([[old:pr:23:02|Притч 23:2;]] LXX), то есть начинает показывать делами, что Он - подражатель Христа, делаясь смиренным, кротким, любящим всех и переносящим скорби. Не делающий этого, а стремящийся к удовольствиям жизни пусть оставит желание вечных благ, потому что не получит их. Удовольствия этого века свойственны ложной жизни, любящие которую не будут наслаждаться вечными благами. //**На Притчи Соломона.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Аще сядеши вечеряти на трапезе сильнаго, разумно разумевай предлагаемая тебе** В упомянутом (illud) пиршестве Соломона речь идет (est) не о пище, но о добрых делах. Ибо есть ли какая либо лучшая для души пища по сравнению с добрыми делами? Или что иное так легко может насытить умы праведных, как не сознание (их) доброй детельности? Какая пища приятнее той, чтобы творить волю Божию? И Господь упомянул, что эта только пища у него и преизобилует; как написано в Евангелии: //Моя пища есть творить волю Отца Моего, который есть на небесах// [[new:in:04:34|(Иоан. IV, 34)]]. **//Об обязанностях священнослужителей. Книга I.//** ===== Блаж. Августин ===== **Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою** Но что такое стол властелина, как не то, откуда мы вкушаем Тело и Кровь Того, Кто положил душу Свою за нас? И что значит сидеть за ним, как не приблизиться к нему в смирении? И что значит разуметь и наблюдать, что перед тобою, как не размышлять с достоинством о такой благодати? //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ---- Велик стол, где яства - Сам Властелин стола. Никто не потчует гостей самим собою; Господь Иисус Христос делает это. Сам - приглашающий, Сам - пища и питие. Стало быть, мученики познали, что вкусили и пили, коль скоро такой платой воздали. <...> Вы подходите к царскому столу; вам, верным, ведомо, к какому столу приближаетесь. К какому же столу Царя вы подходите? Он - Тот, Кто Самого Себя предъявляет вам, а не трапезу, изготовленную поварским искусством; предъявляет вам Свою трапезу, то есть Сам Себя, Христос. Подойдите к этому столу и довольствуйтесь. Будьте неимущими и исполнитесь. //**Проповеди.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою** Божественное Писание предупреждает нас о том, чтобы мы с разумением позволяли себе прикасаться к яствам, когда будем приглашены к столу богача. Итак, упомянутый в Писаниях стол богача накрыт для нас. Мы приходим на цветущий луг: тут - алая роза, там - белая лилия, повсюду разнообразные цветы. //**Трактат на Псалмы (Пс. 77).**// ===== Ориген ===== Ст. 1-2 **Аще сядеши вечеряти на трапезе сильнаго, разумно разумевай предлагаемая тебе, и налагай руку твою, ведый, яко сицевая тебе подобает уготовити** Стало быть, что такое пиршественный стол властелина, если не стол того, кто изрек: //Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе// [[new:fil:04:13|(Флп 4:13)]], и //когда я немощен, тогда силен// [[new:2kor:12:10|(2 Кор 12:10)]]? На чистом столе властелина их, то есть в его сердце, в духе его предложен Господом хлеб. **Когда сядешь вкушать пищу с властелином** апостола, **тщательно наблюдай, Кто перед тобою** [[old:pr:23:01|(Притч 23:1)]], то есть обрати духовное внимание, Кто собеседует тебе, чтобы и ты мог совершить то, о чем добавлено, ибо сказано: **Что и ты тоже должен приготовить** ([[old:pr:23:02|Притч 23:2;]] LXX). //**Гомилии на Книгу Левит.**// ===== Евагрий Понтийский ===== **Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою** Божественное Писание должно быть понимаемо в умном и духовном смысле, ибо знание чувственного, понимаемое буквально, - не истинно. //**Схолии на Притчи.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Не прельщайся лакомыми яствами его; это - обманчивая пища** По связи речи с последним [[old:pr:22:29|(29)]] стихом предыдущей главы, человеку, благодаря трудолюбию достигшему высокого положения при дворе царя, советуется и в новом положении (а также вообще на обедах у знатных) сохранять умеренность в пище, как и вообще в пользовании внешними благами (сн. [[old:prsir:31:13|Сир XXXI:13]]). [<10>]