[<10>] ====== Толкования на Притч. 24:15 ====== ===== Прп. Нил Синайский ===== **Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его** Говоришь, что не ясно для тебя изречение: **«не приводи нечестивого на пажить праведных»** [[old:pr:24:15|(Притч. 24:15)]]. Изречение сие имеет и другое толкование, которое и прими теперь. **«Пажить»** всех верных, и пища, и одеяние есть Спаситель Христос: о //«Нем бо»// и созданы мы, и //«живем, и движимся, и есмы»// [[new:act:17:28|(Деян. 17:28)]]. Итак, поскольку Владычнее Тело и Кровь Бога Слова по домостроительству есть пажить для всех Христиан, и сим Таинством они питаются и напоеваются, то неуместно будет это Таинство преподавать какому-либо нечестивому и коварному человеку, который, подобно Симону-волхву, притворно показывает себя верующим. А также и глубочайшее изъяснение Священных слов неуместно предлагать кому-либо не освященному и лукавому. Ибо сказано: не давай //«святая»// псу, и не повергай //«бисер пред свиниями»// [[new:mf:07:06|(Мф. 7:6)]]. Еще спрашивал ты меня: как надобно разуметь написанное также у Соломона: **«не прельщайся насыщением чрева»** [[old:pr:24:15|(Притч. 24:15)]]? Не как простого хлеба и вина и не для наполнения чрева, христолюбец, В церкви причащаемся мы страшной оной и вожделенной Трапезы, но в малой некоей части преподается нам сие священнослужителями Божьими, и мы, возводя в высоту душевные очи, вкушаем во очищение прегрешений, ко освященью и спасенью. Но прекрасным делом почитаю и за обыкновенной трапезой в домах наших не //«прельщаться насыщением чрева»//, то есть не преступать пределов необходимой потребности. Ибо наилучшая мера в употреблении яств и питий есть потребность тела. **//Письма на разные темы. Диакону Памфилу.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-18 **Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой** Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17-18, сн. [[old:pr:18:05|XVIII:5]]). [<10>]